Сочетание в одной концертной программе русского композитора Сергея Прокофьева и немецкого Иоганнеса Брамса — не новость. Эти два композитора, первый из которых недооценён в Европе (немецко-австрийской традицией), второй — в России (Чайковский считал его бездарным и «лишенным мелодической изобретательности»), часто появляются вместе на концертных площадках в нашей стране.
Особенно удачным был выбор Российского национального оркестра (РНО), соединившим в одной программе в зале «Зарядье» 19 ноября 2022 года Третий концерт Прокофьева и Первую симфонию Брамса, что позволило высветить различия двух творцов и увидеть, как прекрасно созданное ими обоими. Слушатели смогли сначала насладиться ярким мелодистом Прокофьевым, затем — «гладко, ловко, чисто» созданным симфоническим произведением центральной фигуры немецкого романтизма.
Брамс заявлял, что на создание Первой симфонии, от набросков до последних штрихов, у него ушел 21 год, с 1855 по 1876 год. Премьера первой симфонии знаменитого уже композитора состоялась под управлением друга композитора Феликса Отто Дессоффа 4 ноября 1876 года в Карлсруэ, и встретила восторженный приём. Крупнейший немецкий музыкант Ганс фон Бюлов назвал её «Десятой симфонией Бетховена», подчеркивая высокую музыкальную мысль в лучших традициях предшественника и перекличку с его Девятой симфонией.
В эпоху, когда симфонический стиль Бетховена доминировал, и люди верили, что симфония способна влиять на людей и даже создать новое общество всеобщей гармонии, творение Брамса соперничало с кругом «новых немцев» Вагнера и Листа, музыкальная драма и симфонические поэмы которых получили эксклюзивное право считаться преемниками Бетховена. Брамс же попытался создать симфонию как бы усилив камерный стиль.
Народно-героическое звучание, свойственное произведениям Бетховена, уходит у Брамса на второй план. Драматическое, личностное лишь усиливается в его окружении. В результате симфония показалась слушателям настолько личностной, что некоторые рецензенты придерживались мнения, что Брамс в ней не только вдохновляется мечущимся байроновским «Манфредом», но и следует тайной программе, например, описывает свои отношения с женой друга — Кларой Шуман.
Важную роль эта симфония сыграла в жизни дирижера Зубина Мехты. В одном из интервью он сказал: «Я впервые ощутил истинное звучание Венского симфонического оркестра, когда он исполнил Первую симфонию Брамса. Я думал, что мои уши вот-вот взорвутся. На самом деле, это было откровением».
Возможно, и Эдуард Топчян, стоявший за дирижерским пультом 19 ноября, испытал нечто подобное при встрече с этим произведением. По крайней мере, он, как бы следуя заветам фон Бюлова, держал всю партитуру в голове и отточенно дирижировал замечательным оркестром, добиваясь абсолютной гармонии и вкладывая в исполнение душу.
Третий концерт Прокофьева РНО исполнил вместе с выдающимся современным пианистом Дмитрием Шишкиным, славящимся филигранной и лёгкой манерой исполнения. В главной теме первой части его инструмент задорно «играет огоньками» с кларнетом, затем он бережно сопровождает главную тему во второй части и соединяется с оркестром в едином финальном порыве в безудержном напористом танце.
И партия фортепиано, и оркестр на высоте! Им удалось выразить всю «молодость в расцвете» Сергея Прокофьева, которую прославил поэт Серебряного века.
Концерт посвящен поэту Константину Бальмонту, жившему летом 1921 года по соседству с композитором. Под впечатлением от авторского исполнения этой музыки во Франции поэт, в свою очередь, посвятил этому концерту сонет, который, по воспоминаниям Прокофьева, написал мгновенно:
Ликующий пожар багряного цветка,
Клавиатура слов играет огоньками,
Чтоб огненными вдруг запрыгать языками,
Расплавленной руды взметенная река.Мгновенья пляшут вальс. Ведут гавот века.
Внезапно дикий бык, опутанный врагами,
Все путы разорвал и стал, грозя рогами.
Но снова нежный звук зовет издалека.Из малых раковин воздвигли замок дети,
Балкон опаловый утончен и красив.
Но, брызнув бешено, все разметал прилив.
Совершенно русское по стилю, радостное и зажигательное произведение Прокофьева прочно вошло в репертуар Дмитрия Шишкина, который исполняет его с выдающимися музыкальными коллективами, всегда с аншлагом. Полный восторг зала был налицо и 19 ноября.
Русское у Прокофьева, немецкое у Брамса являются неотъемлемой частью их музыкального мышления. Это очень разные композиторы — ищущий новатор эпохи постромантизма и упрекаемый в консерватизме романтик, но их объединяет свободная интерпретация музыкальных традиций, которым они следуют. Гении часто выходят из национальных границ, вкладывая в произведение личностное содержание, и именно тогда рождаются настоящие шедевры.