Русское vs немецкое: РНО противопоставил Прокофьева Брамсу

Сочетание в одной концертной программе русского композитора Сергея Прокофьева и немецкого Иоганнеса Брамса — не новость. Эти два композитора, первый из которых недооценён в Европе (немецко-австрийской традицией), второй — в России (Чайковский считал его бездарным и «лишенным мелодической изобретательности»), часто появляются вместе на концертных площадках в нашей стране.

Особенно удачным был выбор Российского национального оркестра (РНО), соединившим в одной программе в зале «Зарядье» 19 ноября 2022 года Третий концерт Прокофьева и Первую симфонию Брамса, что позволило высветить различия двух творцов и увидеть, как прекрасно созданное ими обоими. Слушатели смогли сначала насладиться ярким мелодистом Прокофьевым, затем — «гладко, ловко, чисто» созданным симфоническим произведением центральной фигуры немецкого романтизма.

Брамс заявлял, что на создание Первой симфонии, от набросков до последних штрихов, у него ушел 21 год, с 1855 по 1876 год. Премьера первой симфонии знаменитого уже композитора состоялась под управлением друга композитора Феликса Отто Дессоффа 4 ноября 1876 года в Карлсруэ, и встретила восторженный приём. Крупнейший немецкий музыкант Ганс фон Бюлов назвал её «Десятой симфонией Бетховена», подчеркивая высокую музыкальную мысль в лучших традициях предшественника и перекличку с его Девятой симфонией.

В эпоху, когда симфонический стиль Бетховена доминировал, и люди верили, что симфония способна влиять на людей и даже создать новое общество всеобщей гармонии, творение Брамса соперничало с кругом «новых немцев» Вагнера и Листа, музыкальная драма и симфонические поэмы которых получили эксклюзивное право считаться преемниками Бетховена. Брамс же попытался создать симфонию как бы усилив камерный стиль.

Народно-героическое звучание, свойственное произведениям Бетховена, уходит у Брамса на второй план. Драматическое, личностное лишь усиливается в его окружении. В результате симфония показалась слушателям настолько личностной, что некоторые рецензенты придерживались мнения, что Брамс в ней не только вдохновляется мечущимся байроновским «Манфредом», но и следует тайной программе, например, описывает свои отношения с женой друга — Кларой Шуман.

Важную роль эта симфония сыграла в жизни дирижера Зубина Мехты. В одном из интервью он сказал: «Я впервые ощутил истинное звучание Венского симфонического оркестра, когда он исполнил Первую симфонию Брамса. Я думал, что мои уши вот-вот взорвутся. На самом деле, это было откровением».

Возможно, и Эдуард Топчян, стоявший за дирижерским пультом 19 ноября, испытал нечто подобное при встрече с этим произведением. По крайней мере, он, как бы следуя заветам фон Бюлова, держал всю партитуру в голове и отточенно дирижировал замечательным оркестром, добиваясь абсолютной гармонии и вкладывая в исполнение душу.

Третий концерт Прокофьева РНО исполнил вместе с выдающимся современным пианистом Дмитрием Шишкиным, славящимся филигранной и лёгкой манерой исполнения. В главной теме первой части его инструмент задорно «играет огоньками» с кларнетом, затем он бережно сопровождает главную тему во второй части и соединяется с оркестром в едином финальном порыве в безудержном напористом танце.

И партия фортепиано, и оркестр на высоте! Им удалось выразить всю «молодость в расцвете» Сергея Прокофьева, которую прославил поэт Серебряного века.

Концерт посвящен поэту Константину Бальмонту, жившему летом 1921 года по соседству с композитором. Под впечатлением от авторского исполнения этой музыки во Франции поэт, в свою очередь, посвятил этому концерту сонет, который, по воспоминаниям Прокофьева, написал мгновенно:

Ликующий пожар багряного цветка,
Клавиатура слов играет огоньками,
Чтоб огненными вдруг запрыгать языками,
Расплавленной руды взметенная река.

Мгновенья пляшут вальс. Ведут гавот века.
Внезапно дикий бык, опутанный врагами,
Все путы разорвал и стал, грозя рогами.
Но снова нежный звук зовет издалека.

Из малых раковин воздвигли замок дети,
Балкон опаловый утончен и красив.
Но, брызнув бешено, все разметал прилив.

 

Совершенно русское по стилю, радостное и зажигательное произведение Прокофьева прочно вошло в репертуар Дмитрия Шишкина, который исполняет его с выдающимися музыкальными коллективами, всегда с аншлагом. Полный восторг зала был налицо и 19 ноября.

Русское у Прокофьева, немецкое у Брамса являются неотъемлемой частью их музыкального мышления. Это очень разные композиторы — ищущий новатор эпохи постромантизма и упрекаемый в консерватизме романтик, но их объединяет свободная интерпретация музыкальных традиций, которым они следуют. Гении часто выходят из национальных границ, вкладывая в произведение личностное содержание, и именно тогда рождаются настоящие шедевры.

Автор фото — Лилия Ольховая
Пресс-служба Зала Зарядье

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку