Обзор рынка бытовой техники в России, который подготовила международная исследовательская компания GFK, говорит о том, что потребительские предпочтения россиян сместились из-за дистанционной работы. Видимо, наши соотечественники готовятся и дальше работать дома, потому что отказываются от приобретения офисных товаров в пользу более мобильных устройств и техники домашнего пользования.
Так, продажи офисной техники потеряли -6% своего торгового оборота в январе-мае 2020 года, если сравнивать его с аналогичным периодом 2019 года. Самые плохие результаты продаж этих товаров были в апреле (-27%), но не многим лучше они были и в мае 2020 года (-14%).
Но ещё больше потеряли фотоаппараты, как спутник путешествий (-23%). Если в марте 2020 года люди ещё планировали какие-то поездки и купили на 21% больше фототоваров, чем в предыдущем году, то уже в апреле рынок обвалился на -70%, а в мае — на -50%.
В целом рынок бытовой техники и электроники за первые пять месяцев 2020 года прирос на 9% в денежном измерении. Но этому он обязан главным образом ноутбукам. Благодаря им IT-сегмент бытовой техники показал прирост за период +17% и внёс свой вклад в хорошие общие показатели рынка.
Тот же прирост продемонстрировал сегмент так называемой мелкой бытовой техники (+17%). Эти данные показывают, как люди пытаются ухаживать за собой в режиме социальной изоляции и как они, пользуясь случаем, улучшают свой быт.
Две самые популярные позиции бытовой техники сегодня — это электробритвы (+56%) и электронные приспособления для полости рта (+54%). Вероятно, восстановление продаж этих товаров в апреле-мае было продиктовано необходимостью — закрытием стоматологических клиник и парикмахерских салонов.
Большой рост был замечен и в продажах пылесосов. Некоторые их виды улучшили показатели продаж на 47-86% к январю-маю 2019 года.
Полученные данные дают основания GFK ожидать перехода рынка бытовой техники к росту в 2020 году. Компания ожидает, что в рублёвом исчислении рынок прибавит 5% по сравнению с прошлым годом, но отмечает, что этот рост сдерживает нестабильность экономической ситуации.
«Каждое третье домохозяйство испытывает стресс из-за произошедшей или возможной потери работы, что не способствует активным покупкам», — говорится в пресс-релизе GFK.