Первое представление балета-феерии Чайковского состоялось в Петербурге в декабре 1892 года. Впоследствии самый популярный балет мира на премьере не снискал ожидаемых оваций.

Небольшой двухактный балет Чайковскому заказала Дирекция Императорских театров в дополнение к его одноактной опере «Иоланта». Этот шедевр также отмечает юбилей: опера и балет прозвучали со сцены Мариинского театра 18 декабря 1892 года.
Сюжет для будущего балета композитору преподнес Мариус Петипа. Считается, что его основой была сказка Э.Т.А. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король», написанная в 1816 году. Однако, вероятнее всего, что Петипа читал вольное переложение сказки Гофмана Александра Дюма-отца. Его «История Щелкунчика» вышла в 1844 году и при сохранении основной сюжетной линии была более легким и сказочным вариантом рождественской новеллы Гофмана.
Петипа наметил план балета, но от его реализации фактически устранился. «Щелкунчика» ставил по плану Петипа Лев Иванов. Молодой балетмейстер воплотил идеи великого Петипа с рвением, достойным комплиментов. Многие номера нового балета стали невероятно популярными. Особенно Вальс снежных хлопьев. Ценители балета скупали билеты на балконы и галерку, чтобы рассмотреть движения танцовщиц.
«Вальс снежных хлопьев» в хореографии Л. Иванова и костюмах, повторяющих премьерные. Над ними работал директор Императорских театров И. Всеволожский (постановка 2013 года, Государственный балет Берлина).
Балет, удивлял роскошью постановки – для постановки было сшито более 150 костюмов. В жанровом отношении он был балетом-феерией и сюжет сказки с волшебным городом Конфетенбюргом к этому располагал.
Опера и балет имели вчера большой успех… Постановка того и другого великолепна, а в балете даже слишком великолепна – глаза устают от этой роскоши.
Петр Чайковский в письме к брату Анатолию
Удивлял балет и красочностью тембров. Большой симфонический оркестр включал расширенную группу ударных и 2 арфы. В Вальсе снежных хлопьев пел детский хор. Специально для постановки Щелкунчика в Петербург из Парижа по заказу Чайковского была доставлена челеста – первая в России. Ее коронным номером стал Танец феи Драже.
Танец феи Драже в исполнении Евгении Образцовой, Большой театр
Тем не менее, балет не стал в мгновение ока признанным шедевром. Публика принимала его тепло, но не так как «Спящую красавицу». От идеи ставить «Щелкунчик» в один вечер с «Иолантой» вовсе отказались. Чайковский, восхищенный дипломной работой молодого Рахманинова – оперой «Алеко» по сюжету поэмы Пушкина «Цыгане», просил выпускника Московской консерватории о разрешении ставить ее в один вечер с «Иолантой», чем немало смущал Рахманинова.
Хореография Льва Иванова – образцовая в некоторых номерах, но, как считают балетоведы, не отличающаяся общей целостностью – продержалась на сцене Мариинского театра до 1923 года. Ее возобновление произошло только в 2013 году в Берлине, некоторые эпизоды хореографии Иванова оказались утраченными.
Говоря о постановках «Щелкунчика», нельзя не упомянуть сценическое воплощение балета Юрия Григоровича в Большом театре в 1966. Сегодня оно считается одним из наиболее удачных сценических воплощений партитуры.
Па де де из балета в постановке Ю. Григоровича. Главные партии исполняют Екатерина Максимова и Владимир Васильев (1980)
«Щелкунчик» в постановке Юрия Григоровича и сегодня идет в Большом театре, а ставшие уже традиционными очереди за билетами на него в канун новогодних и рождественских праздников лишний раз подтверждают успех и очарование этого балета – настоящего символа чуда!
Олеся Фиалко, музыковед, кандидат искусствоведения