Самый новогодний балет отмечает юбилей: «Щелкунчику» — 130!

Самый новогодний балет отмечает юбилей: «Щелкунчику» - 130!

Первое представление балета-феерии Чайковского состоялось в Петербурге в декабре 1892 года. Впоследствии самый популярный балет мира на премьере не снискал ожидаемых оваций.

Сцена из балета «Щелкунчик». Большой театр.
Сцена из балета «Щелкунчик». Большой театр.

Небольшой двухактный балет Чайковскому заказала Дирекция Императорских театров в дополнение к его одноактной опере «Иоланта». Этот шедевр также отмечает юбилей: опера и балет прозвучали со сцены Мариинского театра 18 декабря 1892 года.

Сюжет для будущего балета композитору преподнес Мариус Петипа. Считается, что его основой была сказка Э.Т.А. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король», написанная в 1816 году. Однако, вероятнее всего, что Петипа читал вольное переложение сказки Гофмана Александра Дюма-отца. Его «История Щелкунчика» вышла в 1844 году и при сохранении основной сюжетной линии была более легким и сказочным вариантом рождественской новеллы Гофмана.

Петипа наметил план балета, но от его реализации фактически устранился. «Щелкунчика» ставил по плану Петипа Лев Иванов. Молодой балетмейстер воплотил идеи великого Петипа с рвением, достойным комплиментов. Многие номера нового балета стали невероятно популярными. Особенно  Вальс снежных хлопьев. Ценители балета скупали билеты на балконы и галерку, чтобы рассмотреть движения танцовщиц.

«Вальс снежных хлопьев» в хореографии Л. Иванова и костюмах, повторяющих премьерные. Над ними работал директор Императорских театров И. Всеволожский (постановка 2013 года, Государственный балет Берлина).

Балет, удивлял роскошью постановки – для постановки было сшито более 150 костюмов. В жанровом отношении он был балетом-феерией и сюжет сказки с волшебным городом Конфетенбюргом к этому располагал.

Опера и балет имели вчера большой успех… Постановка того и другого великолепна, а в балете даже слишком великолепна – глаза устают от этой роскоши.

Петр Чайковский в письме к брату Анатолию

Удивлял балет и красочностью тембров. Большой симфонический оркестр включал расширенную группу ударных и 2 арфы. В Вальсе снежных хлопьев пел детский хор. Специально для постановки Щелкунчика в Петербург из Парижа по заказу Чайковского была доставлена челеста – первая в России. Ее коронным номером стал Танец феи Драже.

Танец феи Драже в исполнении Евгении Образцовой, Большой театр

Тем не менее, балет не стал в мгновение ока признанным шедевром. Публика принимала его тепло, но не так как «Спящую красавицу». От идеи ставить «Щелкунчик» в один вечер с «Иолантой» вовсе отказались. Чайковский, восхищенный дипломной работой молодого Рахманинова – оперой «Алеко» по сюжету поэмы Пушкина «Цыгане», просил выпускника Московской консерватории о разрешении ставить ее в один вечер с «Иолантой», чем немало смущал Рахманинова.

Хореография Льва Иванова – образцовая в некоторых номерах, но, как считают балетоведы, не отличающаяся общей целостностью – продержалась на сцене Мариинского театра до 1923 года. Ее возобновление произошло только в 2013 году в Берлине, некоторые эпизоды хореографии Иванова оказались утраченными.

Говоря о постановках «Щелкунчика», нельзя не упомянуть сценическое воплощение балета Юрия Григоровича в Большом театре в 1966. Сегодня оно считается одним из наиболее удачных сценических воплощений партитуры.

Па де де из балета в постановке Ю. Григоровича. Главные партии исполняют Екатерина Максимова и Владимир Васильев (1980)

«Щелкунчик» в постановке Юрия Григоровича и сегодня идет в Большом театре, а ставшие уже традиционными очереди за билетами на него в канун новогодних и рождественских праздников лишний раз подтверждают успех и очарование этого балета – настоящего символа чуда!

Олеся Фиалко, музыковед, кандидат искусствоведения

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку