Первая российская консерватория открылась в городе на Неве 20 сентября 1862 года и стала истоком развития высшего профессионального музыкального образования в стране.
…создать в России учреждение, из которого выходили бы музыканты с дипломом свободного художника, подобно тому, как Академия художеств выпускает из своих недр живописцев, скульпторов, архитекторов…
Антон Рубинштейн
Первый проект создания в России Музыкальной академии был разработан Антоном Рубинштейном еще в 1850-х годах. Выдающийся пианист и дирижёр, он обладал теми организаторскими качествами, благодаря которым витавшая в воздухе идея музыкального просвещения воплотилась в жизнь. В 1859 году при Русском музыкальном обществе начали работать Музыкальные классы. В октябре 1861 года Высочайшим указом императора Александра II на базе этих классов было создано музыкальное училище, покровительство которым перешло к великой княгине Елене Павловне. Далее училище было переименовано в консерваторию.

Творческое и методическое руководство первой русской консерваторией принял на себя Антон Рубинштейн. Работу директором он совмещал с профессорской должностью класса фортепиано. Первыми преподавателями стали выдающиеся музыканты: скрипачи Леопольд Ауэр и Генрик Венявский, виолончелист Карл Давыдов, пианист Теодор Лешетицкий, теоретик Николай Заремба, а также несколько итальяно-российских музыкантов-виртуозов, которые приняли классы духовых и струнных инструментов.
Одним из первых студентов новой консерватории стал Пётр Чайковский, который с 1861 года посещал Музыкальные классы Русского музыкального общества. 21-летний чиновник обучался в консерватории как композитор в классе Антона Рубинштейна, параллельно осваивая игру на органе и флейте.
Дипломная работа Чайковского – кантата «К радости» на перевод оды Шиллера – была публично исполнена в декабре 1865 года, но не имела серьезного успеха и при жизни композитора более не исполнялась. В исполнении БСО им. Чайковского под управлением Владимира Федосеева звучит первая часть.
Первоначально обучение в консерватории было платным. В зависимости от программы и количества предметов стоимость варьировалась от 25 рублей (с ограниченным числом набора) до 200 рублей в год. В годы директорства Карла Давыдова число льготных вакансий для студентов было расширено, что стало причиной серьезного конфликта с дирекцией и причиной его ухода с поста директора. Отсутствие взаимопонимания с чиновниками было причиной достаточно частой смены директоров: в первые десятилетия на этом посту успели побывать Антон Рубинштейн (дважды), Николай Заремба, Михаил Азанчевский, Карл Давыдов, Юлий Иогансен, Август Бернгард.

Первый рекорд по времени пребывания на посту руководителя консерватории принадлежит Александру Глазунову, который руководил ей в непростой период: с 1905 по 1928 годы. Время первой русской революции стало для консерватории переломным. Особую роль здесь сыграл профессор Николай Римский-Корсаков, который пришел преподавать в консерваторию в 1871 году и за 34 года работы воспитал более 200 композиторов, теоретиков и исполнителей, создав мощную методическую базу. Римский-Корсаков демонстративно уволился из консерватории в 1905 году за поддержку бастующих студентов и увлек за собой часть прогрессивной профессуры. В результате консерватория смогла добиться определенной свободы в собственных действиях и вышла из-под «гнета» чиновников.
Из класса композиции Римского-Корсакова в свет вышла новая русская композиторская школа: Антон Аренский, Александр Глазунов, Александр Гречанинов, Анатолий Лядов, Николай Мясковский, Сергей Прокофьев, Игорь Стравинский, Николай Черепнин, Максимилиан Штейнберг. Петербургская консерватория в лице Римского-Корсакова стала Alma Mater для многих представителей музыкальных школ Грузии, Армении, Украины и стран Прибалтики.
Он был совершенно замечательным педагогом, чрезвычайно внимательным и обстоятельным, мудрым и остроумным. Делая замечание, он облекал его в такую форму, что забыть его было почти невозможно.
Игорь Стравинский о Римском-Корсакове
В 1944 году Ленинградской консерватории было присвоено имя Николая Андреевича Римского-Корсакова. В советские годы консерватория подготовила и выпустила выдающихся деятелей музыкального искусства ХХ века: Дмитрий Шостакович, Евгений Мравинский, Георгий Свиридов, Владимир Софроницкий и многие другие получили здесь высшее образование.
Дипломную работу Шостаковича – Первую симфонию – исполняет Симфонический оркестр студентов Санкт-Петербургской консерватории.
Сегодня Санкт-Петербургская консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова – не только один из ведущих центров высшего музыкального образования, это полномасштабный научный и творческий кластер российского и мирового значения, объединяющий тысячи музыкантов и теоретиков от младых ногтей (при консерватории действует Средняя специальная музыкальная школа) до умудрённых опытом седин.
Редакция «Э-Вести» поздравляет ректорат, преподавателей и студентов Санкт-Петербургской консерватории со 160-летием! Новых свершений, ярких событий и дальнейшего развития на благо русского искусства и науки!
Олеся Фиалко, музыковед, кандидат искусствоведения