Санкт-Петербургской консерватории – 160

Санкт-Петербургской консерватории – 160

Первая российская консерватория открылась в городе на Неве 20 сентября 1862 года и стала истоком развития высшего профессионального музыкального образования в стране.

…создать в России учреждение, из которого выходили бы музыканты с дипломом свободного художника, подобно тому, как Академия художеств выпускает из своих недр живописцев, скульпторов, архитекторов…

Антон Рубинштейн

Первый проект создания в России Музыкальной академии был разработан Антоном Рубинштейном еще в 1850-х годах. Выдающийся пианист и дирижёр, он обладал теми организаторскими качествами, благодаря которым витавшая в воздухе идея музыкального просвещения воплотилась в жизнь. В 1859 году при Русском музыкальном обществе начали работать Музыкальные классы. В октябре 1861 года Высочайшим указом императора Александра II на базе этих классов было создано музыкальное училище, покровительство которым перешло к великой княгине Елене Павловне. Далее училище было переименовано в консерваторию.

Антон Григорьевич Рубинштейн (1829-1894) – композитор, пианист, дирижёр, педагог, инициатор создания и первый директор Санкт-Петербургской консерватории.
Антон Григорьевич Рубинштейн (1829-1894) – композитор, пианист, дирижёр, педагог, инициатор создания и первый директор Санкт-Петербургской консерватории.

Творческое и методическое руководство первой русской консерваторией принял на себя Антон Рубинштейн. Работу директором он совмещал с профессорской должностью класса фортепиано. Первыми преподавателями стали выдающиеся музыканты: скрипачи Леопольд Ауэр и Генрик Венявский, виолончелист Карл Давыдов, пианист Теодор Лешетицкий, теоретик Николай Заремба, а также несколько итальяно-российских музыкантов-виртуозов, которые приняли классы духовых и струнных инструментов.

Одним из первых студентов новой консерватории стал Пётр Чайковский, который с 1861 года посещал Музыкальные классы Русского музыкального общества. 21-летний чиновник обучался в консерватории как композитор в классе Антона Рубинштейна, параллельно осваивая игру на органе и флейте.

Дипломная работа Чайковского – кантата «К радости» на перевод оды Шиллера – была публично исполнена в декабре 1865 года, но не  имела серьезного успеха и при жизни композитора более не исполнялась. В исполнении БСО им. Чайковского под управлением Владимира Федосеева звучит первая часть.

Первоначально обучение в консерватории было платным. В зависимости от программы и количества предметов стоимость варьировалась от 25 рублей (с ограниченным числом набора) до 200 рублей в год. В годы директорства Карла Давыдова число льготных вакансий для студентов было расширено, что стало причиной серьезного конфликта с дирекцией и причиной его ухода с поста директора. Отсутствие взаимопонимания с чиновниками было причиной достаточно частой смены директоров: в первые десятилетия на этом посту успели побывать Антон Рубинштейн (дважды), Николай Заремба, Михаил Азанчевский, Карл Давыдов, Юлий Иогансен, Август Бернгард.

Здание Большого каменного театра на Театральной площади, возведенный к 1779 году, после очередного пожара и реконструкции в 1890-х годах по инициативе А. Рубинштейна было передано консерватории.
Здание Большого каменного театра на Театральной площади, возведенный к 1779 году, после очередного пожара и реконструкции в 1890-х годах по инициативе А. Рубинштейна было передано консерватории.

Первый рекорд по времени пребывания на посту руководителя консерватории принадлежит Александру Глазунову, который руководил ей в непростой период: с 1905 по 1928 годы. Время первой русской революции стало для консерватории переломным. Особую роль здесь сыграл профессор Николай Римский-Корсаков, который пришел преподавать в консерваторию в 1871 году и за 34 года работы воспитал более 200 композиторов, теоретиков и исполнителей, создав мощную методическую базу. Римский-Корсаков демонстративно уволился из консерватории в 1905 году за поддержку  бастующих студентов и увлек за собой часть прогрессивной профессуры. В результате консерватория смогла добиться определенной свободы в собственных действиях и вышла из-под «гнета» чиновников.

Из класса композиции Римского-Корсакова в свет вышла новая русская композиторская школа: Антон Аренский, Александр Глазунов, Александр Гречанинов, Анатолий Лядов, Николай Мясковский, Сергей Прокофьев, Игорь Стравинский, Николай Черепнин, Максимилиан Штейнберг. Петербургская консерватория в лице Римского-Корсакова стала Alma Mater для многих представителей музыкальных школ Грузии, Армении, Украины и стран Прибалтики.

Он был совершенно замечательным педагогом, чрезвычайно внимательным и обстоятельным, мудрым и остроумным. Делая замечание, он облекал его в такую форму, что забыть его было почти невозможно.

Игорь Стравинский о Римском-Корсакове

В 1944 году Ленинградской консерватории было присвоено имя Николая Андреевича Римского-Корсакова. В советские годы консерватория подготовила и выпустила выдающихся деятелей музыкального искусства ХХ века: Дмитрий Шостакович, Евгений Мравинский, Георгий Свиридов, Владимир Софроницкий и многие другие получили здесь высшее образование.

Дипломную работу Шостаковича – Первую симфонию – исполняет Симфонический оркестр студентов Санкт-Петербургской консерватории.

Сегодня Санкт-Петербургская консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова – не только один из ведущих центров высшего музыкального образования, это полномасштабный научный и творческий кластер российского и мирового значения, объединяющий тысячи музыкантов и теоретиков от младых ногтей (при консерватории действует Средняя специальная музыкальная школа) до умудрённых опытом седин.

Редакция «Э-Вести» поздравляет ректорат, преподавателей и студентов Санкт-Петербургской консерватории со 160-летием! Новых свершений, ярких событий и дальнейшего развития на благо русского искусства и науки!

Олеся Фиалко, музыковед, кандидат искусствоведения

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку