Мозг подростка стал предметом серьёзного изучения. По информации в журнале Nature, последние исследования неврологов раскрывают богатые и тонкие отношения подростков с рискованным поведением.
В большинстве случаев рискованное поведение в подростковой среде рассматривается наукой как серьезная проблема для самих подростков, их семей и общества в целом. Это своеобразный негативный стереотип – подростки ведут себя вызывающе, противопоставляя свою позицию обществу, выказывая протест. Однако последние исследования в области нейрофизиологии показывают, что дело здесь не только в самовыражении – подростки воспринимают риск и опасность иначе, чем взрослые. Это касается в том числе и социальных рисков. По словам Адрианы Гальван, невролога Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, поведение подростка выходит за рамки просто психологической перестройки или неконтролируемых выбросов гормонов.
Большое внимание ученые уделяют именно механизму восприятия риска в подростковом возрасте. Его понимание даст возможность сделать педагогическую работу более эффективной, повысить результативность профилактики молодежной среде и даже вовремя обнаруживать девиантные маркеры, которые впоследствии могут перерасти в шизофрению, депрессию или другие серьезные заболевания.
Опасный возраст
Исследования показали, что подростковый возраст – наиболее опасный в жизни человека. Уровень смертности среди 15-19-летних во всем мире примерно на 35% выше, чем среди 10-14-летних. Наиболее распространенной причиной подростковой смерти являются дорожно-транспортные происшествия. Кроме того, здесь высока доля несчастных случаев, когда человек получает травмы именно в результате рискованных поступков. Многочисленные факторы, приводящие к ухудшению здоровья во взрослой жизни, — курение, злоупотребление алкоголем, прием наркотиков – зачастую также становятся следствием неверно сделанного выбора в подростковом возрасте.
Ранее ученые объясняли особенности поведения молодежи тем, что участки мозга, связанные с импульсивностью и повышенной чувствительностью к успеху и признанию, активизируются значительно раньше, чем отделы, отвечающие за когнитивные процессы. Условно неврологи представляли подростковый мозг как двигатель с форсированным двигателем и неисправными тормозами. Однако последние исследования показывают, что разная скорость развития разных областей мозга не означает, что он не уравновешен.
Исследование социальных факторов
Многими учеными склонность подростков к рискованному поведению обусловливается воздействием социума, желанием выделиться и привлечь внимание. В 2009 году Лоуренс Штайнберг, психолог из Университета Темпл, Филадельфия, провел ряд экспериментов. Подросткам предлагалось сыграть в компьютерную игру: они едут на машине через ряд перекрестков со светофорами, на которых включается желтый, а затем красный свет. При игре в одиночку большая доля участников эксперимента останавливалась в ожидании зеленого сигнала.
Когда же им сообщали, что их соседней комнаты за ними наблюдают их друзья, испытуемые показали более рискованную езду. При этом аппарат МРТ фиксировал возбуждение участков мозга, чувствительных к восприятию со стороны. Другими словами, подростки стремились показать своим друзьям, насколько они смелые и бесстрашные.
В то же время исследователи отмечали, что подростки более чувствительны не только к «негативному» признанию, но и к «позитивному». Это отчасти объясняется увеличенным количеством дофаминовых рецепторов в молодом мозге, а также повышенной активностью вентральной области стриатума, которая отвечает за мотивационно-аффективное подкрепление двигательных и когнитивных реакций. Однако эти механизмы ответственны только за умеренный риск. Поведение, связанное с реальной опасностью, регулируется несколько иначе
Вопрос высокого риска
В 2015 году команда ученых из Университета Урбана- Шампейн, Иллинойс, во главе с Евой Тельцер провели исследование, в котором приняли участие подростки, исключенные из школы за серьезные правонарушения. Им показывались фотографии позитивного и негативного содержания, при просмотре которых испытуемые должны были нажимать кнопку. В результате было установлено, что при показе позитивных фото участвующие подростки реагировали хуже, одновременно повышалась активность вентрального стриатума. То есть молодые люди по умолчанию негативно воспринимали спокойные, положительные картины.
По итогам исследования было сделано предположение, что тинэйджеры, проявляющие наибольшую склонность к риску, представляют собой «совсем другой тип подростка», в мозгу которого стандартные реакции, прежде всего, восприятие рискованных ситуаций, экстремально высоки. В обычных условиях они действуют как и все их сверстники, однако при повышении эмоционального напряжения включаются другие механизмы нейрорегуляции.
На сегодняшний день полученные результаты исследований уже применяются на практике. В частности, суд Кентукки, США, повысил минимальный возраст преступников, приговариваемых к смертной казни, до 21 года. Также до 21 года в США повышена нижняя возрастная граница, при которой человека могут осудить на пожизненное заключение без права досрочного освобождения.