Несмотря на растущее число свидетельств того, что социальные сети вредны для детей, многие из них ежедневно проводят там очень много времени. Среди опасных последствий такого времяпрепровождения эксперты в области здравоохранения упоминают о недосыпании, расстройстве пищевого поведения и самоубийствах (!).
Одной из самых решительных мер по борьбе с этим явлением стало в конце ноября 2024 года принятие Австралией закона, запрещающего детям младше 16 лет создавать аккаунты в социальных сетях, включая Facebook, Instagram (обе принадлежат компании Meta, признанной экстремистской на территории РФ), Snapchat и TikTok.
В Великобритании, Норвегии и Франции аналогичные запреты пока только обсуждаются. В США растёт число судебных исков, в которых социальные сети обвиняются в том, что они сознательно вовлекают в секс детей, не достигших подросткового возраста, используя поведенческие методы, используемые в игорной и табачной индустрии. Если судьи встанут на защиту детей, то компаниям придётся изменить свою политику, чтобы не потерять ещё больше денег.
Австралийский закон вступит в силу лишь через год и YouTube, например, пока исключён из списка запрета, так как получил широкое распространение в местных школах. На WhatsApp и Discord ограничения также пока не наложили.
Для того, чтобы у компаний не было соблазна игнорировать правила, для нарушителей предусмотрен штраф в 33 млн. долларов США.
Поставленные перед фактом компании считают, что с ними отнеслись несправедливо (действительно, сравнили с табачниками и казино, так и до наркоторговли недалеко). Мол, закон приняли поспешно и не учли того, что они уже делают для молодёжи. Тем не менее они обещали соблюдать закон.
Что происходит в других странах?
В 2023 году правительство Франции приняло закон, требующий от родителей разрешения на открытие аккаунта в социальных сетях для детей младше 15 лет.
Министр образования Франции Анн Жене предложила ЕС последовать примеру Австралии и установить минимальный возраст для использования социальных сетей, сообщает Politico.
Норвегия хочет ввести минимальный возраст в 15 лет после того, как выяснилось, что нынешний порог в 13 лет не соблюдается многими подростками.
Министр по технологиям Великобритании Питер Кайл заявил, что сейчас «рассматривается вопрос о возможном запрете социальных сетей для детей младше 16 лет».
Проблемы австралийского подхода
По словам Лиза Гивен, профессора информационных наук в Университете RMIT в Мельбурне, проблема нынешнего закона в том, что он не накладывает ограничения на распространение в соцсетях вредного для детей контента.
Кэти Маскиелл из Юнисеф (агентство по делам детей при ООН) считает, что запрет лишь подтолкнёт подростков к потреблению ещё более вредного контента в других частях нерегулируемого Интернета.
США идут своим путём
В США, как обычно, сначала все разрешено, пока в судах не выяснится обратное. И этот процесс относительно соцсетей уже начался.
Многие дети и подростки, иногда через своих взрослых родственников, уже подали сотни исков к Meta (признанна экстремистской на территории РФ), ByteDance, Google (YouTube) и Snap о нанесении вреда в виду психологических расстройств, физических ранах и смерти.
Школьные округа штатов также подали сотни исков, требуя объявить платформы общественным злом, мешающим обучению.
Плюс десятки генпрокуроров штатов подали иски обвиняя компании в использовании вредоносных функций, чтобы дольше удерживать детей на платформе и максимизировать прибыль.
Соцсети пока протестуют и подают апелляции, что несомненно задержит первые рассмотрения, назначенные на конец 2025 год, однако сколько ниточке не виться…
В исковых документах потерпевшие обвиняют платформы в том, что те разрабатывают свои сервисы так, чтобы «подсадить» молодую аудиторию на их контент. А дети, как показывают научные и медицинские исследования, особенно уязвимы к зависимости, пока их тело и разум ещё развиваются.
Увязка с причинением телесных повреждений отсылает к искам об ответственности за качество продукции, аналогично тем, которые привели к десятилетиям судебных разбирательств по поводу сигарет, асбеста, наркосодержащих лекарств и прочему. Здесь суды идут с переменным успехом.
Иски школьных округов опираются на прецеденты, связанные с кризисом опиоидной зависимости, которые на данный момент привели к тому, что производители лекарств, дистрибьюторы и розничные торговцы согласились выплатить почти 50 млрд долларов компенсации, а судебные процессы обвинили производителя электронных сигарет в эпидемии вейпинга среди молодёжи.
В целом иски опираются на то, что соцсети используют поведенческие и нейробиологические методы отрасли азартных игр и сигарет, приводя молодых пользователей в так называемое состояние потока.
В таком состоянии пользователи реагируют на непрекращающиеся уведомления, которые регулируют уровень дофамина, поощряют повторную проверку аккаунта и поощряют круглосуточное использование.
Привыкание к социальным сетям приводит к целому ряду психологических расстройств, а в крайних случаях — к членовредительству и самоубийствам.
Тем временем соцсети собирают данные о молодых пользователях и продают их своим рекламодателям.
Чем закончатся судебные иски время покажет. Но это серьёзный повод задуматься о мерах защиты в России, пока не стало слишком поздно.