Современники Скрябин и Рахманинов имели много общего, но были полными противоположностями друг другу. Их пути пересекались – но только в реальном мире. Миры творчества двух гениев оставались неприкосновенными.

…всю жизнь они имели очень мало общего друг с другом, очень редко встречались, близки друг с другом не были, и хотя были на «ты», никогда не дружили и их взаимоотношения были корректны, но как-то тревожно настороженны.
Леонид Сабанеев. «Воспоминание о России»
Они родились с разницей чуть больше года – Скрябин в январе 1872, Рахманинов – в апреле 1873 – в дворянских семьях, где музыку не просто любили – ей жили. Рахманинова в 9-летнем возрасте определили на младшее отделение Санкт-Петербургской консерватории, но учеба шла плохо, мальчик часто прогуливал уроки и на семейном совете его решили определить на учебу в частный пансион профессора Московской консерватории Николая Сергеевича Зверева. Здесь состоялось знакомство Сережи Рахманинова с Сашей Скрябиным – он брал уроки у Зверева частным образом.

Пути двух музыкантов продолжились в Московской консерватории, где оба учились сразу на двух отделениях – фортепиано и композиции. Рахманинов, успевший повздорить со Зверевым, учился в фортепианном классе двоюродного брата Александра Зилоти, по композиции занимался у Сергея Танеева и Антона Аренского.

Скрябин по фортепиано продолжал обучение у Василия Сафонова, по композиции, как и Рахманинов, занимался с Аренским. С последним отношения у молодого музыканта не сложились: Скрябин саботировал занятия, отказывался писать учебные фуги и вскоре был отчислен из класса за неуспеваемость.
В 1892 году из стен Московской консерватории наши герои вышли с заслуженными наградами. Рахманинов, успешно освоивший курсы фортепиано и композиции, получил большую золотую медаль и пятерку с четырьмя плюсами за дипломную работу — одноактную оперу «Алеко» — от Петра Чайковского. Скрябин был удостоен малой золотой медали, которую давали за блестящее освоение одного курса программ.

Молодые люди после завершения учебы активно концертировали. Скрябин вынужденно делал перерыв, переиграв в 1891 году правую руку, но после восстановления вновь продолжил исполнительскую деятельность в России и за рубежом. И Рахманинов, и Скрябин сосредоточились на исполнение своей музыки, продвигая себя и в амплуа композитора.
Оба преподавали: Скрябин в 1898 году был приглашен на должность профессора в Московскую консерваторию, в 1901 – в Екатерининский женский институт. По отзывам студентов и коллег, Скрябин был чутким и внимательным педагогом, но эта работа сильно отвлекала его от творчества, и в 1903 году он оставил работу преподавателя.
Рахманинов, нуждаясь в финансах, преподавал в Мариинском, Елизаветинском и Екатерининском институтах, давал частные уроки. Педагогическая деятельность сильно тяготила его. Более успешна была его дирижерская деятельность. После дебюта за пультом симфонического оркестра при премьере своей дипломной оперы в Киеве, Рахманинов около года работал дирижёром в Московской русской частной опере Саввы Мамонтова. Но далее, как и Скрябин, отказался от этой работы – в угоду композиции.
Разность судеб двух молодых композиторов, какое-то время идущих по одним и тем же дорогам, обнаружилась при выпуске ими в свет первых симфоний. Создание и премьера симфонии под номером один – одно из знаменательных событий в жизни каждого творца. Для Скрябина и Рахманинова это событие имело разные краски.
Первая симфония Рахманинова, написанная еще в 1895 году, впервые прозвучала в Санкт-Петербурге в марте 1897 года. Сложная музыка, невнимательность дирижера (за премьеру взялся Александр Глазунов) стали провалом – Рахманинова обвиняли в эклектизме, друг за другом выходили разгромные рецензии. Итогом стала тяжелая трехлетняя депрессия, из которой молодого композитора выводили с помощью сеансов гипноза.
Один из первых зафиксированных опусов Рахманинова – Пьесы-фантазии, оп. 3 (1892) – посвящены Антону Аренскому. Исполняет Екатерина Мечетина.
Первая симфония Скрябина рождалась в 1900 году и была впервые исполнена в ноябре того же года под управлением Анатолия Лядова. Шестичастное произведение при премьере было сокращено до 5 частей – часть с хором не прозвучала, так как хор не справился с партитурой. Полная версия произведения прозвучала годом позже на вечере памяти Николая Рубинштейна. Первенец Скрябина в симфоническом жанре получил ожидаемое одобрение от профессуры Московской и Петербургской консерваторий – с ней до исполнения Скрябин знакомил Глазунова, Сафонова, Римского-Корсакова – и была удостоена Глинкинской премии.
…отзыв, довольно занятный, Рахманинова о музыке Скрябина я услышал в 1901 году во время репетиции его Первой симфонии, которой дирижировал Сафонов, бывший, между прочим, горячим почитателем Скрябина и весьма недолюбливавший Рахманинова, с которым когда-то не поладил.
Рахманинов, прослушав симфонию, сказал:
— Вот я думал, что Скрябин — просто свинья, а оказалось — композитор.
Леонид Сабанеев. Воспоминание о России»
Экспромты в форме мазурки, оп. 7 – сочинения Скрябина 1892 года. Играет Надежда Титаренко.
Настороженное и отстраненное отношение двух великих творцов рубежа XIX-XX веков – Рахманинова и Скрябина – можно сравнить с эфемерной связью двух миров, практически лишенных взаимосвязи между собой. Они хорошо знали друг друга, но никогда не были ни друзьями, ни соперниками. Их миссии и судьбы были слишком различными, чтобы даже пытаться вступать в конкуренцию друг с другом.
Олеся Фиалко, музыковед, кандидат искусствоведения