Современники Рахманинов и Скрябин: ни соперники, ни друзья

Современники Рахманинов и Скрябин: ни соперники, ни друзья

Современники Скрябин и Рахманинов имели много общего, но были полными противоположностями друг другу. Их пути пересекались – но только в реальном мире. Миры творчества двух гениев оставались неприкосновенными.

Сергей Рахманинов (1873-1943) и Александр Скрябин (1872-1915)
Сергей Рахманинов (1873-1943) и Александр Скрябин (1872-1915)

…всю жизнь они имели очень мало общего друг с другом, очень редко встречались, близки друг с другом не были, и хотя были на «ты», никогда не дружили и их взаимоотношения были корректны, но как-то тревожно настороженны.

Леонид Сабанеев. «Воспоминание о России»

Они родились с разницей чуть больше года – Скрябин в январе 1872, Рахманинов – в апреле 1873 – в дворянских семьях, где музыку не просто любили – ей жили. Рахманинова в 9-летнем возрасте определили на младшее отделение Санкт-Петербургской консерватории, но учеба шла плохо, мальчик часто прогуливал уроки и на семейном совете его решили определить на учебу в частный пансион профессора Московской консерватории Николая Сергеевича Зверева. Здесь состоялось знакомство Сережи Рахманинова с Сашей Скрябиным – он брал уроки у Зверева частным образом.

Николай Зверев и ученики его пансиона. Среди них - Саша Скрябин (сидит слева от Зверева) и Сережа Рахманинов (стоит за учителем).
Николай Зверев и ученики его пансиона. Среди них — Саша Скрябин (сидит слева от Зверева) и Сережа Рахманинов (стоит за учителем).

Пути двух музыкантов продолжились в Московской консерватории, где оба учились сразу на двух отделениях – фортепиано и композиции. Рахманинов, успевший повздорить со Зверевым, учился в фортепианном классе двоюродного брата Александра Зилоти, по композиции занимался у Сергея Танеева и Антона Аренского.

Антон Аренский (стоит) с выпускниками 1892 года – крайний справа Сергей Рахманинов.
Антон Аренский (стоит) с выпускниками 1892 года – крайний справа Сергей Рахманинов.

Скрябин по фортепиано продолжал обучение у Василия Сафонова, по композиции, как и Рахманинов, занимался с Аренским. С последним отношения у молодого музыканта не сложились: Скрябин саботировал занятия, отказывался писать учебные фуги и вскоре был отчислен из класса за неуспеваемость.

В 1892 году из стен Московской консерватории наши герои вышли с заслуженными наградами. Рахманинов, успешно освоивший курсы фортепиано и композиции, получил большую золотую медаль и пятерку с четырьмя плюсами за дипломную работу — одноактную оперу «Алеко» — от Петра Чайковского. Скрябин был удостоен малой золотой медали, которую давали за блестящее освоение одного курса программ.

Диплом А.Н. Скрябина об окончании Московской консерватории.
Диплом А.Н. Скрябина об окончании Московской консерватории.

Молодые люди после завершения учебы активно концертировали. Скрябин вынужденно делал перерыв, переиграв в 1891 году правую руку, но после восстановления вновь продолжил исполнительскую деятельность в России и за рубежом. И Рахманинов, и Скрябин сосредоточились на исполнение своей музыки, продвигая себя и в амплуа композитора.

Оба преподавали: Скрябин в 1898 году был приглашен на должность профессора в Московскую консерваторию, в 1901 – в Екатерининский женский институт. По отзывам студентов и коллег, Скрябин был чутким и внимательным педагогом, но эта работа сильно отвлекала его от творчества, и в 1903 году он оставил работу преподавателя.

Рахманинов, нуждаясь в финансах, преподавал в Мариинском, Елизаветинском и Екатерининском институтах, давал частные уроки. Педагогическая деятельность сильно тяготила его. Более успешна была его дирижерская деятельность. После дебюта за пультом симфонического оркестра при премьере своей дипломной оперы в Киеве, Рахманинов около года работал дирижёром в Московской русской частной опере Саввы Мамонтова. Но далее, как и Скрябин, отказался от этой работы – в угоду композиции.

Разность судеб двух молодых композиторов, какое-то время идущих по одним и тем же дорогам, обнаружилась при выпуске ими в свет первых симфоний. Создание и премьера симфонии под номером один – одно из знаменательных событий в жизни каждого творца. Для Скрябина и Рахманинова это событие имело разные краски.

Первая симфония Рахманинова, написанная еще в 1895 году, впервые прозвучала в Санкт-Петербурге в марте 1897 года. Сложная музыка, невнимательность дирижера (за премьеру взялся Александр Глазунов) стали провалом – Рахманинова обвиняли в эклектизме, друг за другом выходили разгромные рецензии. Итогом стала тяжелая трехлетняя депрессия, из которой молодого композитора выводили с помощью сеансов гипноза.

Один из первых зафиксированных опусов Рахманинова – Пьесы-фантазии, оп. 3 (1892) – посвящены Антону Аренскому. Исполняет Екатерина Мечетина.

Первая симфония Скрябина рождалась в 1900 году и была впервые исполнена в ноябре того же года под управлением Анатолия Лядова. Шестичастное произведение при премьере было сокращено до 5 частей – часть с хором не прозвучала, так как хор не справился с партитурой. Полная версия произведения прозвучала годом позже на вечере памяти Николая Рубинштейна. Первенец Скрябина в симфоническом жанре получил ожидаемое одобрение от профессуры Московской и Петербургской консерваторий – с ней до исполнения Скрябин знакомил Глазунова, Сафонова, Римского-Корсакова – и была удостоена Глинкинской премии.

…отзыв, довольно занятный, Рахманинова о музыке Скрябина я услышал в 1901 году во время репетиции его Первой симфонии, которой дирижировал Сафонов, бывший, между прочим, горячим почитателем Скрябина и весьма недолюбливавший Рахманинова, с которым когда-то не поладил.

Рахманинов, прослушав симфонию, сказал:

— Вот я думал, что Скрябин — просто свинья, а оказалось — композитор.

Леонид Сабанеев. Воспоминание о России»

Экспромты в форме мазурки, оп. 7 – сочинения Скрябина 1892 года. Играет Надежда Титаренко.

Настороженное и отстраненное отношение двух великих творцов рубежа XIX-XX веков – Рахманинова и Скрябина – можно сравнить с эфемерной связью двух миров, практически лишенных взаимосвязи между собой. Они хорошо знали друг друга, но никогда не были ни друзьями, ни соперниками. Их миссии и судьбы были слишком различными, чтобы даже пытаться вступать в конкуренцию друг с другом.

Олеся Фиалко, музыковед, кандидат искусствоведения

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку