В США новое увлечение – покупка неопробованных веществ у зарубежных продавцов и введение их в свой организм путём уколов. Пептиды лабораторного производства рекламируются в интернете как панацея от всех болезней, но они не регулируются FDA и представляют серьёзную опасность, предупреждают эксперты.
Не смотря на риски и отсутствие регулирования пептиды для инъекций, продаваемые на сером рынке, – вещества с непонятными буквенно–цифровыми названиями, такими как BPC-157, GHK-Cu или TB-500 – завоевали преданных поклонников среди биохакеров и оптимизаторов здоровья.
Пользователи таких платформ, как Discord (запрещен в России) и Telegram, утверждают, что эти пептиды помогают во всем – от восстановления после травм до улучшения спортивных результатов, снижения веса, улучшения умственных функций, улучшения сна и придания коже более молодого вида.
Среди технарей Bay Area, которые относятся к риску, пептиды стали своего рода символом статуса. Основатели стартапа Superpower хранят флаконы с пептидами в холодильнике своего офиса для удобных инъекций в спину в обеденное время, а на одном «пептидном рейве» в Сан-Франциско завсегдатаи вечеринок были свидетелями того, как мужчина в лабораторном халате демонстрировал, как вводить жидкие пептиды.
Что такое инъекционные пептиды?
Пептиды – это короткие цепочки аминокислот, уменьшенные версии белков, которые играют важную роль в регуляции гормонов, высвобождении нейромедиаторов и восстановлении тканей, объясняет Адам Тейлор, директор Учебного центра клинической анатомии при Ланкастерском университете. Более 100 препаратов, одобренных Управлением по контролю за продуктами и лекарствами США (FDA), основаны на пептидах, включая инсулин и более новые препараты GLP-1, такие как Ozempic.
С другой стороны, пептиды для инъекций, продаваемые на сером рынке, не одобрены FDA. Нерегулируемые экспериментальные соединения не имеют надежных данных о безопасности и контроле качества. Иногда эти вещества, по сути, являются контрабандными версиями одобренных лекарств, таких как семаглутид, но приобретаются онлайн-дилерами за небольшую часть их рыночной цены.
В то время как некоторые инъекционные пептиды совершенно чужды человеческому организму, другие, такие как BPC-157 и TB-500, являются синтетическими версиями белков, которые встречаются в организме человека естественным образом и играют важную роль в восстановлении тканей и клеток.
«Эти два продукта популярны, потому что, их комбинация имеет многообещающее название «Стек Росомахи», основанное на предполагаемом сходстве с регенеративными свойствами персонажа фильма», – говорит Тейлор.
Но тот факт, что белок играет естественную роль в организме, не означает, что его лабораторная версия принесёт дополнительные преимущества. «Никем не было доказано, что эти два соединения сами по себе имеют какую-либо пользу, которая оправдывала бы их терапевтическое применение людьми», – добавляет эксперт.
В то время как доклинические исследования на животных и in vitro показывают, что некоторые пептиды могут ускорить восстановление после травм опорно-двигательного аппарата, таких как переломы и разрывы связок, результаты исследований на животных не всегда применимы к людям.
«Мы не видим данных, которые могли бы перевернуть мир с ног на голову», – говорит Тейлор.
До сих пор научные исследования не позволили регулирующим органам одобрить эти вещества и не убедили компании инвестировать в дальнейшую разработку. «Очевидно, [фармацевтические компании] не считают, что этот рынок оправдывает затраты на исследования и разработки», – говорит Тейлор.
Каковы риски, связанные с введением пептидов с серого рынка?
Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов предупреждает, что они представляют «серьезную угрозу безопасности», включая аллергические реакции. Федеральное агентство запретило их производство в аптеках США, хотя их использование в личных целях разрешено законом.
Риски, связанные с инъекциями пептидов, продаваемых на сером рынке, начинаются с их неизбирательности. Эти вещества не могут быть нацелены на определенную область и вместо этого могут «активировать пути в тканях и системах, которые на самом деле вредны для здоровья», – говорит учёный.
Поскольку эти белки связаны с ростом тканей, существует риск того, что, если у вас развивается рак на ранней стадии, о котором вы не знали, пептиды могут ускорить его развитие, говорит он.
Другие риски включают акромегалию, избыток гормона роста, который приводит к проблемному увеличению костей, хрящей и органов. А неудачная инъекция, сделанная своими руками, может привести к параличу мышц, образованию рубцов и сепсису.
Кроме того, «маркировка химически идентичных препаратов часто вводит в заблуждение», — говорит Нитай Гелбер, врач по спортивной медицине из Торонто. Пептид может содержать часть белка, химически идентичную тому, что вырабатывается нашим организмом естественным образом, но «часто к этой молекуле добавляются и другие компоненты», – объясняет Гелбер, чтобы улучшить усвоение, механизм его действия или предотвратить деградацию. Эти добавки повышают риск аллергических или побочных реакций.
Поэтому не странно, что Тейлор слышал жалобы от людей, которые связывали использование пептидов, продаваемых на сером рынке, с сыпью, онемением и сменой настроения.
В июле две женщины были госпитализированы с опухшими языками, проблемами с дыханием и учащенным сердцебиением после инъекций пептидов на фестивале по борьбе со старением в Лас-Вегасе. Точное название пептидов неизвестно.
Как люди получают их, если они запрещены в стране?
Пептиды, продаваемые на сером рынке, обычно продаются онлайн с пометкой «только для исследовательских целей», что является юридической лазейкой.
Значительная часть поступает из Китая, куда импорт гормональных и пептидных соединений резко возрос: таможенные данные США показывают, что за первые три квартала 2025 года он достиг 328 миллионов долларов по сравнению со 164 миллионами долларов за аналогичный период прошлого года, сообщает New York Times.
Некоторые люди получают свои пептиды через «оздоровительные клиники» в Штатах, которые импортируют и распространяют эти вещества, потенциально рекламируя тестирование на чистоту как некую гарантию безопасности.
Но на данный момент такие обещания мало что значат. «Люди подписывают документы, в которых говорится, что они понимают риски», и это снимает с поставщика ответственность, – объясняет Тейлор. По мере того, как исследования в области пептидов продвигаются медленно, «люди фактически превращают себя в морских свинок или лабораторных крыс», – добавляет эксперт.
Кому нужны пептиды?
Гелбер говорит, что он наблюдал резкий рост интереса как со стороны спортсменов, так и со стороны неспортсменов, как молодых, так и пожилых пациентов, хотя в основном мужчины и мальчики-подростки стремятся к более мускулистому телосложению. «В течение последнего года этот спрос идёт потоком», – говорит он о пациентах, которые спрашивали его об инъекционных пептидах.
Доктор Авиниш Редди, врач-консультант из Лос-Анджелеса, специализирующийся на лечении долголетия, отмечает аналогичный рост интереса. «Пациенты часто рассказывают мне, что их друзья принимают определенный пептид и что они «клянутся в эффективности»», – говорит он.
Оба врача считают, что социальные сети, пропагандирующие нереалистичную эстетику тела, ажиотаж со стороны таких влиятельных людей, как Гэри Брекка и Джо Роган, а также недовольство медленными темпами восстановления после обычных травм, являются факторами, вызывающими интерес к таким продуктам.
Когда пациенты приходят к Редди и Гелберу, которые принимают пептиды, продаваемые на сером рынке, оба врача рекомендуют им прекратить приём, а тем, кто этого не делает, предлагают рекомендации по снижению вреда. «Если вы используете что-то экспериментальное, ваш врач должен знать об этом, чтобы не пропустить побочные эффекты и не списать их на неправильные действия», – говорит Редди.
Кроме того, он советует им следить за появлением предупреждающих симптомов. «Если у вас повысится температура, появятся реакции в месте инъекции, симптомы со стороны грудной клетки или новые неврологические симптомы, немедленно прекратите приём и обратитесь за медицинской помощью», – говорит он. Он также предостерегает от использования нескольких экспериментальных продуктов, из-за чего «гораздо сложнее понять, что вам помогает, а что вредит».
По словам Редди, с травмами часто лучше всего справляться с помощью правильной диагностики, реабилитации, тренировок, сна и правильного питания. Сомнительные перспективы использования пептидов в качестве суперсубстанций, излечивающих все болезни, могут отвлечь пациентов от основ долгосрочного лечения.



