В пятницу Федеральная комиссия по связи США (FCC) проголосовала за наложение $200 млн. штрафа на четырёх крупнейших американских операторов сотовой связи за неспособность защитить информацию о местоположении своих пользователей.
FCC предлагает оштрафовать T-Mobile на $91 млн., AT&T на $57 млн., Verizon на $48 млн. и Sprint на $12 млн.
В мае 2018 года FCC сообщила, что она расследует информацию о том, что брешь в веб-сайте одного из операторов позволяет отслеживать местоположение абонента сотовой связи. В дальнейшем рамки расследования расширились, охватив практику передачи данных о местоположении сторонним компаниям.
В прошлом году законодателям США стала известна куда более серьёзная информация – сервисы-агрегаторы покупали пользовательские данные у мобильных операторов и продавали «геолокационные услуги широкому кругу компаний», включая охотников за головами (частные сыскные агентства), что естественно вызвало их негодование.
Операторы также разрешали использовать данные о местоположении для таких программ, как помощь на дорогах, логистика, экстренная медицинская помощь, предупреждение торговли людьми и предотвращение мошенничества.
Председатель FCC Аджит Пай сказал Reuters, что комиссия «приняла решительные меры для защиты американских потребителей, и мы уверены в том балансе, который мы достигли».
Однако комиссар FCC Джессика Розенворсел не согласилась с этим решением, заявив, что расследование было «на день позже и на доллар короче. FCC держала потребителей в неведении в течение почти двух лет после того, как мы узнали, что беспроводные операторы продают информацию о нашем местоположении теневым посредникам».
Она считает, что компаниям назначены слишком маленькие штрафы, учитывая размеры нарушений.
FCC по сути извинила торговцев персональными данными заявив, что операторы полагались на договорные гарантии поставщиков услуг, что те получат разрешение на доступ к местоположению у самих сотовых абонентов.
Ассоциация американских сотовых операторов заявила в январе 2020, что «услышав обвинения в злоупотреблении данными, операторы быстро провели расследование, приостановили доступ к таким данным и впоследствии прекратили эти программы».
Если говорить о России, то нам известны случаи, когда, получая «прямой московский номер», вы в нагрузку начинаете получать именные sms-ки от одно из крупных банков с предложениями о кредите. Ещё более любопытна история получения сообщений, которые к вам приходят из автосалона, как только вы оказываетесь поблизости с ним. Передают ли операторы наши данные сторонним организациям или действуют от их лица неизвестно, но это явно не то, за что вы платите оператору.