Острова Атолл Пальмира, если посмотреть на карте, расположенные неподалёку от Гавайских островов, стали объектом очень интересного опыта. Здесь на правительственные гранты в размере $2.2 миллиона уничтожаются кокосовые пальмы и убиваются крысы. Такие усилия, как обосновала наука и подтвердила практика, помогают вернуть заповедным местам изначальную, здоровую экологию. Ранее пальмы занимали более 40% территории.
Дело в том, что и кокосовые пальмы, и крысы не были частью экосистемы Атолла Пальмира, но были привнесены сюда извне. Их появление и размножение породило не меньшие проблемы для экологии, чем человеческое варварство. К счастью, природа так устроена, что по мере «отъезда приезжих» восстанавливаются и флора, и фауна региона.
Атолл Пальмира является частью национального Движения по восстановлению морской экосистемы на островах и представляет собой одну из самых крупных заповедных зон мира. Как следует из названия, острова окружены коралловыми рифами потрясающей живописности, которые населяют 150 видов.
Остров необитаем, здесь живут только несколько десятков учёных и специалистов. Он находится в прямом управлении компании, подчиняющейся частному инвестору TNC и американскому государству (службе охраны рыбы и дикой природы, USFWS), и служит потребностям науки. Здесь расположена исследовательская станция, специализирующаяся на морских экосистемах.
Десяток американских учёных, вооружившиеся мачете (бензопилами в густых рощах орудовать невозможно), свёрлами и гербицидом-глифосатом. Они срубают кокосовые пальмы под корень, а обрубки и остающиеся на земле гигантские плоды обильно поливают отравой. Плоды, содержащие толстую водонепроницаемую шелуху и масла, очень живучи, иначе с ним не совладать.
После этих усилий на 30 островах Атолла Пальмира останутся из миллионов только несколько кокосовых пальм (1%) по краям островов, как символ растения, ассоциирующегося с ними, ради предупреждения эрозии почв и защиты островов от ветра и волн.
Чем же кокосовая пальма — остаток заброшенных кокосовых плантаций, служащих для получения воды, пищи, топлива и стройматериалов вредит экологии? Она вытесняет местные леса и морских птиц, включая вторую по величине в мире колонию красноногих олуш. По предварительным исследованиям, после исчезновения вредной растительности на её месте сразу растёт то, что должно расти, и приходят те, кто должны здесь быть. Если эксперимент оправдается, то вырубка пальм будет осуществлена и на двух десятках других островах Атоллы Пальмира.
Птицы в этих краях обычно ловят рыбу и кальмаров в океане, а затем проливают богатый питательными веществами гуано на почву, питая растительность и травоядных животных. Питательные вещества также попадают в лагуну атолла, вызывая цветение планктона. Но там, где множество пальм, эти явления редки.
Кокосовые пальмы здесь были не всегда. По одной версии, они появились на Атолле Пальмира благодаря полинезийским морякам, использовавших их как питание и стройматериал во время прибытий, около полутора тысяч лет назад. По другой — кокосы прибыли сами по морю, и нашли на островах благодатную почву.
Как бы то ни было, это было использовано плантаторами с 1885 года в коммерческих целях, которые не только эксплуатировали местные плодоносные растения, но и увеличили насаждения.
А это, в свою очередь, отпугнуло птиц, которым не хватало веток и уютных пизоний местных лесов. Красноногие олуши перестали гнездиться на Атолле Пальмира. Перестали здесь расти и другие растения, поскольку пальмы съедали все питательные вещества из некогда плодородной почвы. Пальмы фактически стали монокультурой и основным потребителем воды. А тех, кто не успел «убежать», прикончили их падающие созревшие плоды. Они угрожали и жизни учёных, которые были вынуждены работать в касках.
Единственный, кто мог прекрасно сосуществовать с пальмами — это чёрные крысы, тоже не местные, но попавшие сюда во время Второй Мировой войны с военных кораблей (на Атолле Пальмира были американские военные базы). Более того, крысы уничтожали то, что оставалось после пальм — они поедали корни местных деревьев и охотились за морскими птицами. Восемь видов были съедены полностью. Но там, где учёные преуспели в уничтожении крыс, эти виды снова появились. Крыс уничтожали ядом — бродифакумом, припрятанным в кронах кокосовых пальм. С исчезновением крыс не только вернулись прежние обитатели, но и ушли другие вредные пришельцы, такие как азиатские тигровые комары.
Но как природа отреагирует на такое резкое изменение — пока неизвестно. Учёные надеются, что деревья будут расти, вернутся животные и появится корм для птиц. Если эти усилия дадут желаемый результат, то вслед за Атоллом Пальмира на аналогичные эксперименты могут решиться во Французской Полинезии и Американском Самоа, где также наблюдается обилие пальм и крыс.