Исследование деревьев в итальянских Альпах показало, что ели начинают синхронизировать свою электрическую активность за 14 часов до начала затмения.Итальянские и австралийские ученые изучая биоэлектрические волны, распространяющиеся между деревьями, обратили внимание на этот феномен, когда использовали датчики для мониторинга биоэлектрических характеристик елей в лесу Коста-Бокке недалеко от Паневеджо.
«То, что мы обнаружили, было совершенно невероятным и в некотором смысле неожиданным», — говорит профессор Моника Гальяно из Университета Южного Креста в Австралии. — Когда мы записывали и наблюдали за деревьями, произошло солнечное затмение, и мы заметили то, что мы наблюдаем у животных, но никогда раньше не видели у растений, — синхронизирующее поведение.
Все деревья, за которыми мы наблюдали, в конечном итоге показали одинаковое поведение и одинаковую биоэлектрическую сигнатуру во время затмения.
Первыми подали сигнал деревья постарше, за 14 часов до начала затмения, и именно они отправили сообщение всем остальным, молодым деревьям, которые, возможно, никогда не сталкивались с подобным событием, и позволили всем синхронизироваться как одно целое».
Она добавляет: «Мы перешли от наблюдения за отдельными деревьями к мониторингу за жизнью леса как единого целого. После затмения все деревья вернулись к своей прежней жизни».
Большинство видов чувствительны к свету, эволюционировав таким образом, чтобы использовать преимущества 24-часового цикла смены дня и ночи, который управляет циркадными ритмами внутри клеток.
Животные также могут адаптировать свое поведение к астрономическим событиям: многие морские животные, особенно кораллы и беспозвоночные, такие как черви, синхронизируют свой нерест с полнолунием.
Во время затмения птицы перестают петь, крупный рогатый скот возвращается в свои сараи, а лошади сбиваются в кучу, мотая головами и хвостами. Но эти изменения в поведении животных вызваны падением освещенности.
Исследователи считают, что деревья не могут воспринимать изменения в освещении, поэтому предположили, что они могут улавливать малейшие гравитационные изменения или даже помнить о предыдущих затмениях. Более старые деревья проявляли наибольшую активность в ожидании затмений.
Профессор Алессандро Чиолерио из Итальянского технологического института сказал: «Есть два варианта, которые мы не можем полностью исключить: они могли ощущать гравитационные возмущения, связанные с астрономическим событием; или у них могла быть память о предыдущих затмениях, происходивших с периодичностью в 18 лет».
Все клетки живых организмов взаимодействуют и координируют свои действия с помощью крошечных электрических потоков, что известно как «электроме».
В ходе исследования ученые прикрепили электроды к двум деревьям возрастом около 70 лет, одно из которых находилось на солнце, а другое — в тени, а также к 20-летнему дереву в полной тени. Также были прикреплены датчики к пяти пням.
Они обнаружили, что активность всех трех деревьев – и даже пней – стала значительно более синхронной во время затмения – как до, так и во время одночасового события, причем у двух самых старых деревьев реакция была четкая и ранняя. Повышенная активность продолжалась около 17 часов после затмения.
Ученые не знают, почему деревья действуют синхронно, но полагают, что это может быть для того, чтобы подбадривать друг друга в периоды перемен. Многие животные во время затмений собираются в группы.
Передача сигналов на большие расстояния между растениями уже описана в научной литературе: деревья в лесах часто используют грибковые и корневые сети для передачи информации об угрозах — явление, получившее название «Лесной интернет» (Wood Wide Web).
Этот «подземный интернет» для деревьев позволяет им передавать воду, питательные вещества и химические сигналы.
«Это очень замечательный пример использования Wood Wide Web в действии, — добавляет профессор Гальяно. — Этот сигнал исходил от старых деревьев к молодым, которые, не будучи предупреждены о таком событии, как солнечное затмение, могли страдать от гидравлической дисфункции, что означало, что они могли обезвожиться и умереть от жажды.
Это подтверждает, что старые деревья нельзя просто заменить пересадкой, но их необходимо защищать, потому что они хранят память предков, которая обеспечивает устойчивость и адаптацию в условиях изменения климата».