Гиппократ был не первым, кто понял медицинские свойства окаменевшей смолы деревьев — балтийского янтаря, но он стал первым из известных врачевателей, кто описал его возможности в научном трактате. Теперь они подтверждаются современными учёными, которые находят в них всё новые полезные свойства. Последнее открытие было сделано на конференции Американского химического общества (ACS).
На самом деле, каждый медик находил, как применить янтарь. Калистрат лечил им психические заболевания, Авиценна считал янтарь универсальным профилактическим и терапевтическим средством, Николай Коперник использовал его в своих комплексных препаратах. Янтарный сироп в руках древних восточных медиков становился спазмолитиком и транквилизатором.
И всё благодаря основному действующему веществу — янтарной кислоте, мощному антиоксиданту. На базе янтаря изготавливаются лекарства и витаминные добавки для спортсменов, а также масло, помогающее при ревматизме. Но это далеко не всё.
«Солнечный камень», как отметила соавтор исследования Элизабет Эмброуз (Университет Миннесоты), содержит антибиотик, который способен уничтожать граммоположительные микроорганизмы, не чувствительные к известным антибиотикам. Например, стафилококки, от которых гибнут 18 тысяч человек в год (почти 20% заразившихся).
Антибиотики, к сожалению, всё чаще не помогают многим людям. Известно даже понятие антибиотикорезистентность (АБР), уносящее ежегодно более 700 тысяч человек, с которым начали бороться российские власти. У нас существует целая «стратегия предупреждения распространения АБР…» до 2030 года увы, не имеющая серьёзного финансирования.
Профессор Элизабет Эмброуз — наша бывшая соотечественница, она родилась в СССР (Литве). С детства будущий учёный слушала о целебных свойствах смолы, сформировавшейся 44 миллиона лет назад, и видела, как янтарь ловко расправлялся с бактериями, грибками и насекомыми.
Учёными для исследования была взята одна из самых распространённых в фармакологии форм янтаря — порошок. При более тщательном взгляде на формулу, которую дал раствор экстрагированного порошка, в ней были обнаружены кольцеообразные молекулы потенциально сильнейшего антибиотика. Всего 10 соединений, из которых наиболее перспективные в применении — абиетиновая, дегидроабиетиновая и палустровая кислоты.
Проверив раствор на стафилококке, американцы пришли к поразительным результатам — микробы оказались обезоружены. А здоровые микроорганизмы не пострадали. «Абиетиновые кислоты и их производные потенциально являются неиспользованным источником новых лекарств, особенно для лечения инфекций, вызванных грамположительными бактериями, которые все более становятся устойчивыми к известным антибиотикам«, — сказала исследовательница.
Хотелось бы, чтобы и у нас, как в США, были исследованы природные возможности того же янтаря для спасения жизней.