Свобода и несвобода революций. Франция и КНР

В ночь с 4 на 5 августа 1789 года произошло грандиозное событие если не в мире, то в Европе точно: во Франции в рамках окончательного уничтожения феодального строя Декретом Учредительного Собрания было ликвидировано крепостное право.

А 5 августа 1966 года, более чем два века спустя, произошло второе событие, напрямую увязанное с первым: вышел памфлет Мао Цзэдуна «Огонь по штабам!».

Мировая цивилизация топчется на месте. Ну, почему все социально-экономические, военно-политические проблемы решаются путём насилия? Почему проблема, которая не стоит выйденого яйца с точки зрения промыслительного процесса, должна обязательно повлечь за собой немереное количество человеческих жертв?

В день одной из трёх почитаемых в России икон — Почаевской Божией Матери, мы сокрушаемся о том, что народы упрямо «пихают» во власть двоечников, которые всегда сидели «на Камчатке», на последних партах в классе, и чаще других получали от классных руководителей линейкой по голове за не выученный урок.

Неужели академическое сообщество не могло за последние три века разработать противоядие, которое бы не допустило прихода во власть людей с человеконенавистническими наклонностями?

Свобода и несвобода революций. Франция и КНР

Никаких экономических проблем не существует — есть неумелое руководство, при явном нежелании разработать удобоваримую модель поступательного экономического развития. Даже жители острова Пасхи, где ничего не было кроме камней, валунов и морских птиц, просуществовали две тысячи лет.

Что касается «политических проблем», то их тем более не существует. Если по каким-то причинам заинтересованного читателя не удовлетворит Евангелие (Новый Завет), то он может открыть Пятикнижие (Ветхий Завет), где чёрным по белому написано, что такое политические проблемы.

Я никогда не забуду слова своей учительницы по географии, которая случайно обронила на одном из занятий: «В США помимо чёрного рабства были белые рабы, и проблема освобождения рабов от угнетения никак напрямую на начальном этапе не была связана с расизмом».

Помимо 300 тысяч человек, привезённых в США собственно в качестве рабов начиная с XVII века, в страну выкидывали заключенных тюрем (например, бездомных, сумасшедших и душевнобольных женщин из Сальпетриер); сюда ехали в поисках лучшей жизни работать по договорам бедняки и навечно закабалялись работодателями, в том числе с целями проституции и криминала.

В 1864 году рупор нарождающегося Аболиционизма Harper’s Weekly опубликовал фотографию белых мальчиков для иллюстрации освобождённых рабов, чтобы вызвать сочувствие у северян и собрать пожертвования на борьбу с рабством.

Свобода и несвобода революций. Франция и КНРБорьба с этим явлением в США начиналась с эмансипации белых рабов — то есть, освобождения потомков европейцев от лютого угнетения, и лишь вслед за успешным разрешением первой проблемы началось освобождение негров, китайцев, индейцев и представителей других «цветных». Отсюда и появление (в дополнение к 13й) знаменитой 14 поправки к тексту американской Конституции.

Ведь если разобраться, все проблемы общества и даже мировой экономики зиждятся на одной действительно реальной проблеме, разрешение которой открывает путь к процветанию не только конкретного народа, но и межгосударственных отношений.

Как Вы догадались, я говорю о неразрешенной проблеме формы собственности.

Приведу пример России. С момента падения Берлинской стены в 1989 году в нашей стране семимильными шагами идёт строительство капитализма. Оно идёт лукаво, витиевато, зигзагообразно, очагово, но идёт. Об этом не принято говорить в широкой печати, чтобы не добить вконец 50-миллионное население, состоящее из пенсионеров и людей старшего поколения.

Однако рыночные отношения и так называемая конкурентная среда — ничто иное как то, что классики политэкономии называли капитализмом. Хотя то, что произошло в России и что мы наблюдаем сегодня не соответствует классической формуле капитализма.

С другой стороны, формы собственности, присущей капитализму, у нас тоже нет. То, что есть — это социалистическая собственность или общенародная собственность, а реституция в стране так и не наступила.

Другими словами, национальные богатства «пилят» 200 экономических кланов, которые известны поимённо. Большинству из них запрещён въезд не только в Европу, но и на остров Вануату.

Что строится и на основе чего в России — вопрос не праздный.

В 1789 году произошло событие, которое потрясло крепостническую Россию. Потребовалось 30 тысяч жертв в самой культурной стране Европы, чтобы хоть как-то подвигнуть российское государство на что-то подобное. Но, правда, через 100 лет.

События такого масштаба не проходят в мире бесследно. Не прошли они бесследно не только для Китая, где была уничтожена вся интеллигенция (за 10 лет страна потеряла 100 миллионов жизней: почти всю творческую и значительную часть технической интеллигенции), но и для всего мира. Бедствие «культурной революции», начавшееся с памфлета Мао Цзэдуна, стоило 500 миллиардов долларов в нынешнем исчислении (ссылаюсь на работу моего друга, глубокого знатока Китая Юрия Григорьевича Пушкина — моего коллеги по кафедре мировой экономики РЭУ им. Плеханова, проработавшего в Китае без малого 10 лет).

Не хочу углубляться в то, почему глава государства КНР этим странным документов начал жестокую резню инакомыслящих в стране, которая должна была встать на путь социально-экономических реформ. Большинство исследователей сходятся во мнении, что к этому времени Мао Цзедун возомнил себя «Папой Римским» для стран третьего мира и рабочего движения.

Памфлет связывают с желанием уподобиться энциклике Папы Иоанна XXIII, прозванного «красным» за то, что он открыл доступ верующим к новым вариантам религиозности, таким как Теология освобождения в Латинской Америке.

Есть такая точка зрения, что Мао Цзэдун к тому моменту был единственным лидером в «марксистском мире» (после кончины большинства вождей: Ленина, Сталина, Троцкого и др.). Став самой заметной фигурой, он не пожелал допустить отрыва большого пласта своих последователей во внекитайском мире.

Многие исследователи, включая Роже Гароди, Маркузо, Жана-Поля Сартра и др, объясняли всплеск левой активности в США и Европе, прежде всего во Франции, реанимацией новой красной волны. Среди молодежи нашло понимание желания серой массы из крестьянства и городских бедняков уничтожать всех тех, которые носили, галстуки и одевались не в военные френчи, а в обычную цивилизованную одежду.

Обратите внимание, что как только в мире затихает тема насилия и серий политических убийств (война — это массовое уничтожение политических противников), то тут, то там придумывается очередная химера, приводящая механизм насилия в действие.

Когда во Франции разрушали феодальные привилегии, верили в начало пути свободы. Но оказалось, что отмена рабства — не помеха для «культурной революции» и других зол, питательная среда которых — губительные страсти и социальная несправедливость.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку