С советских времён так повелось, что руководство Русской Православной Церкви больше озабочено лояльностью своих священнослужителей властям, чем тем, чтобы они громче проповедовали Слово Божье своей пастве. Если Православная Церковь в Греции, Грузии и Сербии время от времени отлучает политиков от своего лона за антихристианские и антинародные поступки, а Папа Римский «вызывает на ковёр» правителей Европы, то в России церковь удивительным образом солидаризируется с властями всех уровней, что бы ни происходило. Что нам бедность и горе людское — лишь бы была крепкой политическая власть.
Отсюда и гонения, которым подвергаются время от времени нелояльные к власти священнослужители. Последний такой пример — насельник монастыря Святых царственных страстотерпцев на Ганиной Яме схиигумен Сергий (Романов), который возвысил свой голос за Веру и народ. Возможно, с заблуждениями, экспрессивно, но так, как он это понимал. Он ополчился на власть за закрытие храмов, за то, что те «предлагают народу Божию общаться с Богом по онлайну», прикрываясь «псевдопандемией».
В Русской Церкви мнения относительно пандемии коронавируса разные. Кто-то её отрицает, кто-то её признаёт, кто-то считает сродни сезонному гриппу, кто-то уверен, что это биологическое оружие. Согласитесь, палитра мнений имеет право на существование, ведь на данный момент и среди лучших учёных мира нет единственно правильного мнения о происхождении и сущности COVID-19 — в противном случае, если бы заболевание было изучено, уже было бы лекарство от него. Плюрализм мнений здесь вполне допустим.
Схиигумен Сергий не впервые обрушивается на власть имущих за законодательные новеллы, которые противоречат его православным убеждениям. Например, за поголовный сбор персональных данных россиян. Не убоялся он посягнуть и на главу государства, 1 апреля подписавшего злополучный закон о персональных данных.
То, о чём говорит схиигумен Сергий, конечно, могло кому-то не понравиться. Например, то, что «Патриарх Алексий II отказался подчиниться жидовскому режиму, за что и был убит в Переделкино», или то, что он поставил в пример российским властям белорусского президента Александра Лукашенко, который решает вопрос без навязывания населению режима самоизоляции. Тоже, кстати, не миноритарная точка зрения — часть россиян, в том числе священников, думает так же, мне приходилось об этом слышать.
Но это личное мнение схиигумена Сергия по текущим общественным вопросам, на которое затворник имеет право, как и каждый гражданин Российской Федерации, если это не противоречит законодательству. Официальной причиной запрещения его проповедей стало то, что мнение клирика не выражает позиции Екатеринбургской епархии.
Да, прошли в России времена Сергия Радонежского, патриархов Гермогена и Тихона, митрополита Иоанна Снычева. А так хотелось бы время от времени слышать проповеди на злобу дня, произнесённые старцами с христианских позиций. И пусть эти проповеди будут разными, порой даже спорными, противоположными, зато мы будем чувствовать, что церковь с нами, с нашими проблемами и заботами.