Тайный ингредиент красок Леонардо да Винчи

Тайный ингредиент красок Леонардо да Винчи

Старые мастера, такие как Леонардо да Винчи, Сандро Боттичелли и Рембрандт, вероятно, использовали белки, особенно яичный желток, в своих масляных полотнах, говорит новое исследование.

Говорить, что белки в картинах художников нашли впервые, нельзя. Их следы в картинах классиков обнаруживали и ранее, но часто приписывали это бытовому загрязнению. Новая научная работа, опубликованная в Nature Communications, показала, что их присутствие, вероятно, было преднамеренным, проливая тем самым свет на технические знания самых искусных европейских живописцев 16-18 вв, и на то, как они готовили свои краски.

«Существует очень мало письменных источников об этом, и ранее не проводилось никакой научной работы по столь глубокому изучению этого вопроса, – рассказывает автор исследования Офели Ранке из Технологического института Карлсруэ в Германии. – Наши данные показывают, что даже с очень небольшим количеством яичного желтка можно добиться удивительного изменения свойств масляной краски, удивляясь, насколько это полезно для художников».

Предполагаемый автопортрет Леонардо да Винчи, 1510
Предполагаемый автопортрет Леонардо да Винчи, 1510

Как оказывается, добавление небольшого количества яичного желтка имеет долговременный эффект, выходящий за рамки чистой эстетики.

Яйца против масла

В сравнении с рецептурой, изобретённой древними египтянами, названной темпера, в которой объединены желток, порошкообразные пигменты и вода, масляная краска даёт более интенсивный цвет, обеспечивает очень плавные тональные переходы и сохнет она гораздо медленнее, что позволяет использовать её в течение нескольких дней после приготовления.

Однако масляная краска, где вместо воды используется льняное или сафлоровое масло, имеет и недостатки. Так она больше темнеет и трескается под воздействием света.

Яйцо было широко распространённым и доступным продуктом, а изготовление красок было делом кустарным. Вероятно, в ходе экспериментов желток попал в состав краски, которая впервые пришла в Европу из Центральной Азии в VII веке.

Современные учёные воссоздали процесс изготовления краски, используя четыре ингредиента – желток, дистиллированную воду, льняное масло и пигмент – для получения двух самых популярных и важных цветов: белого и ультрамаринового.

«Добавление желтка полезно, потому что оно может кардинально изменить свойства этих красок – объясняет Ранке, – например, по-другому проявляется старение: краске требуется больше времени для окисления из-за антиоксидантов, содержащихся в желтке».

Химическое взаимодействие масла, пигмента и белков желтка непосредственно влияет на поведение краски и ее вязкость. «Например, свинцово-белый пигмент довольно чувствителен к влажности, но если вы смешаете его с белком, то сделаете его более устойчивым к воздействию влаги, а краску легкой в нанесении», – добавляет Ранке.

«С другой стороны, если вам нужно больше густоты не за счёт пигмента, то с помощью небольшого количества желтка вы можете создать краску с более высокой плотностью», – говорит учёный, имея в виду технику рисования, при которой краска наносится видимыми толстыми мазками. По словам Ранке, использование меньшего объема красителя было необходимо столетия назад, когда некоторые пигменты, такие как лазурит в ультрамариновом синем, были дороже золота.

«Мадонна с гвоздикой», Леонардо да Винчи
«Мадонна с гвоздикой», Леонардо да Винчи

Непосредственное свидетельство эффекта желтка в масляной краске и его отсутствие можно увидеть в «Мадонне с гвоздикой» Леонардо да Винчи, одной из картин, изученных в ходе исследования. Здесь отчетливо видны морщины поверхности на лице Марии и у ребенка.

«Масляная краска сохнет с поверхности вглубь, вот почему она сморщивается», – говорит Ранке. Также одной из причин образования морщин может быть отсутствие достаточного количества красителя. Исследование показало, что этого эффекта можно избежать, добавив желток: «Это удивительно, потому что в вашей краске такое же количество пигмента, но присутствие желтка все меняет».

Поскольку сморщивание проявляется за несколько дней, очевидно, что Леонардо и другие старые мастера наблюдали этот эффект и замечали полезные свойства белков, включая устойчивость к влажности. «Мадонна с гвоздикой» – одна из самых ранних картин Леонардо, созданная в то время, когда он еще осваивал масляную живопись.

Новое понимание классики

Другая картина, задействованная в исследовании – «Оплакивание Христа» Боттичелли. По большей части работа выполнена темперой, но для фона и некоторых второстепенных элементов использовалась масляная краска.

«Мы знали, что отдельных частях картины есть мазки, типичные для того, что мы называем картиной маслом, и мы также обнаружили присутствие белков, – вспоминает Ранке. – Поскольку их наличие было очень незначительно и трудно обнаружимо, то это можно было бы расценить как загрязнение: в мастерских художники использовали много всего, и, возможно, это были яйца из темперы».

«Оплакивание Христа», Сандро Боттичелли
«Оплакивание Христа», Сандро Боттичелли

Однако, поскольку желток оказывает столь желаемый эффект в масляной краске, его присутствие может свидетельствовать о намеренном использовании, предполагают учёные. Ранке надеется, что предварительные выводы привлекут больше интереса к этой малоизученной теме.

Мария Перла Коломбини, профессор аналитической химии Пизанского университета, которая не участвовала в исследовании, согласна: «Эта захватывающая работа предлагает новый взгляд на старые техники живописи».

«Результаты исследования в масштабах от молекулярного до макроскопического уровней вносит ценный вклад в новые знания об использовании связующих веществ желтка и масла. Они больше не стремятся просто идентифицировать материалы, используемые старыми мастерами, а объясняют, как они могли создавать замечательные и сверкающие эффекты, используя и смешивая несколько доступных натуральных материалов. Они пытаются раскрыть секреты старых рецептов, о которых мало или вообще ничего не написано», – добавила она.

Предполагаемый автопортрет Боттичелли на его картине «Поклонение волхвов», 1475«Это новое знание способствует не только лучшему сохранению произведений искусства, но и лучшему пониманию истории искусства».

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку