Серьёзные учёные давно бьют тревогу относительно роста популярности вегетарианства и его разновидности — веганства, теорий, последователи которых отказываются от традиционного питания в пользу растительной и «живой» пищи, не подвергшейся термической обработке. Якобы такие продукты полезнее для здоровья человека и экологии, и их употребление приведёт к долголетию и решению проблемы потепления климата. Найдено очередное доказательство, что это отнюдь не так, во всяком случае, о долголетии покупателей «веганских» и «вегетарианских» продуктов речь не идёт.
Французская Ассоциация потребителей CLCV опубликовала результаты исследования, объектом которого стали товары, продаваемые в рознице по всей стране. Выяснилось, что в большинстве из них растительного белка нет и в помине; только 39% содержимого составляют ингредиенты на растительной основе. Остальное — вода, щедро обогащённая жирами, солью, специями и химическими добавками. Это ничем не лучше Макдональдса по своим питательным свойствам…
То, что составляет растительную основу, имеет туманное происхождение и произведено по технологиям, далёких от обещанной «ультра-обработки». Можно себе представить, что происходит с питательностью (Nutri-Score) таких товаров. Только 20% прошли тестирование на предмет большей или меньшей полезности для организма.
Бюджет, в рамках которого работают производители, исходя из возможностей потребителей, не позволяет им выпускать по-настоящему вегетарианские или веганские продукты. Но возникает вопрос: зачем же тогда обманывать людей? Они должны быть информированы о том, что им предлагают есть.
CLCV предлагает производителям и государству хотя бы ввести обязательную маркировку и сертификацию Nutri-Score, которая позволит потребителю судить о полезности такого товара. Что-то наподобие сертификата «bio» для экотоваров, который во Франции действительно работает.
В России путь выделения в ассортименте здорового питания только начинается, и пока неясно, будет ли он работать. Как сообщает Минсельхоз, в 2020 году 35 производителей сельскохозяйственной продукции получили сертификаты органики. Но среди получателей мы видим, с одной стороны, такие компании как Тульский зверобой Александра Бродовского (он работает на этой ниве с момента основания и не занимается массовым производством), с другой — компании типа Нестле Россия, которые известны на рынке совершенно с другой стороны. Даже упомянутая компания Макдональдс делает движения в сторону вегетарианцев.
Следуя мировой тенденции, в России, по разным оценкам, насчитывается 2-4% веганов. Рынок вегетарианских товаров есть, и к 2020 году он должен был достигнуть не менее 130 миллиона рублей. Но что будет с качеством таких товаров, если даже во Франции эти люди получают дешёвый заменитель еды вместо пищи?
Для России увлечение вегетарианством и веганством может стать более опасным, чем для Франции, потому что у нас половина детей и подростков нездоровы. По данным Конгресса педиатров России, средний вес мальчиков 15–17 лет по сравнению с 1990-ми годами уменьшился на 1.3 килограмма, девочек – на 1.6 килограмм, рост снизился на 2 сантиметра. Только 35% школьников, приходящих диспансеризацию в Москве, считаются врачами здоровыми. А 40% молодых парней России, призываемых в армию, имеют существенные отклонения в здоровье.
Молодые россияне часто ведут нездоровый образ жизни и, как правило, недополучают питательные вещества за счёт неправильного питания. В такой ситуации обещать молодым людям здоровье вследствие отказа от мяса и традиционного полноценного питания, пропаганда вегетарианства — преступление.
***
Дорогие читатели! Если Вам нравится публикация — пожалуйста, поделитесь ей и подпишитесь на наши обновления, чтобы ничего не пропустить.
Подписчики культурно-политического журнала «Э-Вести» получают право предлагать темы для следующих публикаций, отправлять свои материалы для размещения, комментировать статьи, участвовать в розыгрышах билетов на культурные мероприятия и ценных подарков, а также задавать через нас вопросы своим кумирам (и получать ответы и автографы!).