Никто из экспертов, собравшихся обсудить внедрение маркировки товаров на конференции Ведомостей «Маркировка. Цифровой код честного бизнеса», не возражал против неё как варианта борьбы с нелегальным оборотом. Но, как подчёркивали они, перед внедрением обязательной маркировки любых товаров необходим тестовый период: «Нельзя проходить мимо пилота», — говорили они.
А. Мироненко (Philip Morris) рассказал, что компания начала процесс маркировки за полгода до официального запуска проекта: «Система, которую мы тестируем, беспрецедентна в своей сложности — в Евросоюзе нет прослеживаемости до розницы, как у нас. У нас можно по коду пачки действительно проследить весь её путь. Каждый код — уникален и неповторим, его невозможно подделать и украсть. На самом простом смартфоне можно убедиться, что продукт подлинный».
На подготовительном этапе российскому офису табачной компании удалось решить все вопросы адаптации и регулирования: «На этапе подготовки была создана платформа конструктивного диалога между производителями и органами власти. Собственно эксперимент — пилот — необходим при внедрении проекта в какой-либо отрасли. Товаропроизводящая сеть должна быть готова к этому. Нужно дать торговле и дистрибьюторам подготовиться».
Вугар Исаев, Президент компании «Снежная королева», также провёл предварительную работу совместно с Минпромторгом. В результате остался доволен и смотрит на будущее с оптимизмом: «Рынок идею воспринял… С моей точки зрения, мы в начале длинного, но верного пути».
Совсем другая ситуация возникла у компании Л’Этуаль, поставленной перед фактом внедрения маркировки. Проблемы возникли оттого, что парфюмерия компании маркируется импортёрами. «Сначала мы нарисовали маркировку и сказали, что если мы будем делать так, то рынок будет работать. Но у нас в отрасли есть тесты и пробники». Именно они пострадают при внедрении маркировки парфюмерии, точнее, пострадают потребители, привыкшие при покупке получать пакетики с новыми кремами и образцы духов. Увы, просвета в этом долгом коридоре ещё не видно: «Мы написали письмо в Минпромторг, но он пока без ответа… Если его не будет, то сэмплы и пробники пропадут с полок, — сказал топ-менеджер компании. «Вторая значимая проблема — геополитическая. Все наши поставщики — это Евросоюз и США. Это не мы будем делать маркировку. Что, нам нужно в этих странах создавать рабочие места? Давайте будем создавать рабочие места в России!», — добавил он.
И неожиданная проблема возникла у фармацевтической Вера-Фарм, считающей обязательную маркировку на своём рынке преждевременным и затратным делом: «Только когда система маркировки будет идеальна, она послужит качеству. А пока качество линии маркировки ухудшается с количеством маркированных товаров. Трудно даже представить себе затраты, которые нужно будет применить. Ещё один момент — это не-гармонизация с требованиями ЕАЭС», — пояснил представитель компании.