Рыжеволосый священник, сбегающий со службы, чтобы записать пришедшую в голову мелодию фуги, — так Вивальди описывали современники. Будучи виртуозным скрипачом и талантливым композитором, он оставил в наследство потомкам более 500 инструментальных концертов, но был совершенно не известен классикам и романтикам.
Концерт для скрипки и виолончели RV 547 исполняют Дмитрий Синьковский (скрипка), Александр Рудин (виолончель) и Московский камерный оркестр Musica Viva.
Рыжий священник
Первенец Антонио появился в семье цирюльника Джованни Вивальди и его жены Камиллы 4 марта 1678 года. При рождении ребенок был очень слабым и его сразу крестили. В благодарность небесам, которые не забрали жизнь новорожденного, родители решили посвятить его жизнь церкви. Тем более что в соборе святого Марка в Венеции, где прошло детство Вивальди, его отец подрабатывал скрипачом. В 15 лет Антонио постригли в монахи, а еще спустя 10 лет посвятили в духовный сан.
Слабое здоровье преследовало Вивальди всю жизнь. Предположительно у него была астма, потому от служения месс он был фактически освобожден. По свидетельствам современников преподобный Антонио не слишком рьяно относился к своим церковным обязанностям и мог в любой момент улизнуть со службы по делам более важным. Таким делом для него, несомненно, была музыка.
Maestro di violino
Любовь к скрипке Антонио привил отец Джованни. По моде того времени он развлекал гостей своей цирюльни игрой на скрипке. После женитьбы и появления детей Джованни полностью переключился на музыкальную карьеру: ему предложили пост в капелле собора Святого Марка. Известно, что Джованни также сочинял музыку. Сохранилось упоминание минимум об одной его опере.
Из-за болезни Вивальди не мог петь или играть на духовых инструментах. Его голосом стала скрипка, которую он быстро освоил и уже с 11 лет часто подменял отца на работе. За год до посвящения в сан священника Вивальди получил должность мастера скрипки в приюте Оспедале делла Пьета, где сиротам давали образование. Там он учил детей игре на музыкальных инструментах, руководил ансамблем воспитанников и писал для него музыкальные произведения.
Слава Вивальди-скрипача была известна за пределами Венецианской Республики. Имена Джованни и Антонио Вивальди были включены в «Путеводитель по Венеции», а сами музыканты нередко выступали на государственных праздниках и светских приемах.
Опыт гармонии и изобретения
Под таким названием в 1725 году вышел наиболее известный сборник авторства Антонио Вивальди. В него вошло 12 скрипичных концертов, первые 4 из которых имели названия «Весна», «Лето», «Осень» и «Зима». Сейчас мы знаем их как цикл «Времена года», но сам Вивальди такого названия им не давал.
Композиторская карьера Вивальди по канонам того времени началась с оперы. Первая опера «Оттон на вилле» имела успех, Вивальди стал получать заказы от оперных театров и предложения по музыкальной службе. Он работал капельмейстером в Мантуе у князя Гессен-Дармштадтского, несколько раз посещал Рим и получал аудиенцию у Папы Римского. Ему регулярно поступали заказы от европейских монархов. Он писал музыкальные произведения по случаю рождения принцесс и принцев, заключения монарших браков и торжественных приемов.
Музыкой Вивальди искренно восхищался император Карл VI, удостоивший композитора внимания, которого «не удостаивались его министры». Вероятно, что надеясь на должность придворного капельмейстера, Вивальди и отправился в Вену. Но император вскоре скончался, а Вивальди, потратив все средства на переезд, вскоре заболел и умер, оставив после своей смерти множество долгов.
Вскоре после смерти музыка Вивальди была забыта, а его имя возникало в музыкальной истории только в связи с переложениями, сделанными И.С. Бахом для органа. Возвращение забытых партитур произошло в первой трети ХХ века, когда рукописи «рыжего священника» обнаружили в библиотеке монастыря Пьемонт, Турине и некоторых частных коллекциях.
В отличие от современных слушателей, меломаны классической и романтической эпох не могли позволить себе такого наслаждения – послушать Вивальди. Тем ценнее эта возможность сейчас. 16 июня в зале в зале Зарядье прозвучит программа «Шедевры Антонио Вивальди». Цикл «Времена года» и кантату «Глория» исполнят Московский камерный оркестр Musica Viva, Академический камерный хор под управлением Владимира Минина и солисты.
Олеся Фиалко, музыковед, кандидат искусствоведения