Три лика Вивальди: священник, скрипач, композитор

Три лика Вивальди: священник, скрипач, композитор

Рыжеволосый священник, сбегающий со службы, чтобы записать пришедшую в голову мелодию фуги, — так Вивальди описывали современники. Будучи виртуозным скрипачом и талантливым композитором, он оставил в наследство потомкам более 500 инструментальных концертов, но был совершенно не известен классикам и романтикам.

Концерт для скрипки и виолончели RV 547 исполняют Дмитрий Синьковский (скрипка), Александр Рудин (виолончель) и Московский камерный оркестр Musica Viva.

Рыжий священник

Первенец Антонио появился в семье цирюльника Джованни Вивальди и его жены Камиллы 4 марта 1678 года. При рождении ребенок был очень слабым и его сразу крестили. В благодарность небесам, которые не забрали жизнь новорожденного, родители решили посвятить его жизнь церкви. Тем более что в соборе святого Марка в Венеции, где прошло детство Вивальди, его отец подрабатывал скрипачом. В 15 лет Антонио постригли в монахи, а еще спустя 10 лет посвятили в духовный сан.

Слабое здоровье преследовало Вивальди всю жизнь. Предположительно у него была астма, потому от служения месс он был фактически освобожден. По свидетельствам современников преподобный Антонио не слишком рьяно относился к своим церковным обязанностям и мог в любой момент улизнуть со службы по делам более важным. Таким делом для него, несомненно, была музыка.

П.Л. Гецци. Карикатура «Рыжий священник» на Вивальди (1723)
П.Л. Гецци. Карикатура «Рыжий священник» на Вивальди (1723)

Maestro di violino

Любовь к скрипке Антонио привил отец Джованни. По моде того времени он развлекал гостей своей цирюльни игрой на скрипке. После женитьбы и появления детей Джованни полностью переключился на музыкальную карьеру: ему предложили пост в капелле собора Святого Марка. Известно, что Джованни также сочинял музыку. Сохранилось упоминание минимум об одной его опере.

Из-за болезни Вивальди не мог петь или играть на духовых инструментах. Его голосом стала скрипка, которую он быстро освоил и уже с 11 лет часто подменял отца на работе. За год до посвящения в сан священника Вивальди получил должность мастера скрипки в приюте Оспедале делла Пьета, где сиротам давали образование. Там он учил детей игре на музыкальных инструментах, руководил ансамблем воспитанников и писал для него музыкальные произведения.

Слава Вивальди-скрипача была известна за пределами Венецианской Республики. Имена Джованни и Антонио Вивальди были включены в «Путеводитель по Венеции», а сами музыканты нередко выступали на государственных праздниках и светских приемах.

Портрет молодого человека со скрипкой предположительно запечатлел именно Антонио Вивальди. Картина была создана в Венеции, поэтому исследователи склонны видеть в этом молодом человеке самого известного скрипача того времени – Вивальди.
Портрет молодого человека со скрипкой предположительно запечатлел именно Антонио Вивальди. Картина была создана в Венеции, поэтому исследователи склонны видеть в этом молодом человеке самого известного скрипача того времени – Вивальди.

Опыт гармонии и изобретения

Под таким названием в 1725 году вышел наиболее известный сборник авторства Антонио Вивальди. В него вошло 12 скрипичных концертов, первые 4 из которых имели названия «Весна», «Лето», «Осень» и «Зима». Сейчас мы знаем их как цикл «Времена года», но сам Вивальди такого названия им не давал.

Композиторская карьера Вивальди по канонам того времени началась с оперы. Первая опера «Оттон на вилле» имела успех, Вивальди стал получать заказы от оперных театров и предложения по музыкальной службе. Он работал капельмейстером в Мантуе у князя Гессен-Дармштадтского, несколько раз посещал Рим и получал аудиенцию у Папы Римского. Ему регулярно поступали заказы от европейских монархов. Он писал музыкальные произведения по случаю рождения принцесс и принцев, заключения монарших браков и торжественных приемов.

Музыкой Вивальди искренно восхищался император Карл VI, удостоивший композитора внимания, которого «не удостаивались его министры». Вероятно, что надеясь на должность придворного капельмейстера, Вивальди и отправился в Вену. Но император вскоре скончался, а Вивальди, потратив все средства на переезд, вскоре заболел и умер, оставив после своей смерти множество долгов.

Антонио Вивальди на гравюре Ф. М. де ля Каве, 1725
Антонио Вивальди на гравюре Ф. М. де ля Каве, 1725

Вскоре после смерти музыка Вивальди была забыта, а его имя возникало в музыкальной истории только в связи с переложениями, сделанными И.С. Бахом для органа. Возвращение забытых партитур произошло в первой трети ХХ века, когда рукописи «рыжего священника» обнаружили в библиотеке монастыря Пьемонт, Турине и некоторых частных коллекциях.

В отличие от современных слушателей, меломаны классической и романтической эпох не могли позволить себе такого наслаждения – послушать Вивальди. Тем ценнее эта возможность сейчас. 16 июня в зале в зале Зарядье прозвучит программа «Шедевры Антонио Вивальди». Цикл «Времена года» и кантату «Глория» исполнят  Московский камерный оркестр Musica Viva, Академический камерный хор под управлением Владимира Минина и солисты.

Олеся Фиалко, музыковед, кандидат искусствоведения

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку