У истоков парламентской демократии стоял крестоносец

В моей семье было принято отмечать 20 января как важную дату мировой политической истории. В этот день в 1265 году Симон V де Монфор, VI барон Лестер объявил о созыве первого в истории общенационального парламента в Англии. Организованное им политическое движение неслучайно называли «крестовым походом баронов», оно заложило основы современного парламентского представительства и при этом несло в себе христианский смысл.

Времена Монтескье, Жан-Жака Руссо, Вольтера, Дидро и всех тех, с которыми флиртовала великая узурпаторша власти в России София-Августина (Екатерина II) придут позже. Пока Европа ведёт крестовые походы — серию религиозных войн.

В Раннем Средневековье, когда на Руси лютует золотоордынский насильник и свирепствует баскак, во Франции, а затем и в Англии растёт движение баронов — низшего сословия дворян, целью которых было противостоять абсолютной власти одного суверена и радеть за народ.

Во время своего правления де Монфор созвал не один, а два парламента. Первый лишил Генриха III неограниченной власти, а второй расширил представительство и включал обычных горожан. Целый год Симон де Монфор был настолько чтим, что фактически правил в Англии, но затем он был жестоко убит, а его труп осквернён.

Но вопрос не в том, почему демократического героя одолели сторонники короля и он принял мученическую смерть, а в том, почему владетельный суверен Гаскони (во французской части Страны Басков) стал главой первого, как считается историками, представительного органа в Западной Европе?

Монфор был младшим сыном Аликс де Монморанси и Симона де Монфора, V графа Лестера, французского дворянина и крестоносца, убитого во время осады Тулузы в 1218 году,. Его отец приобрел обширные владения во время Альбигойского крестового похода. Французские земли после его смерти отошли старшему брату, который взамен передал младшему брату титул графа Лестера и земли в Англии.

Симон де Монфор приехал в свои британские земли лишь в 1229 году, и, не зная английского языка, быстро занял положение при королевском дворе. А в 1238 году он женился на сестре короля и назвал своего первого сына в его честь.

В своих владениях чета де Монфор искоренила ростовщичество и изгнала евреев, которые держали в своих руках этот греховный для христиан промысел. «Для блага моей души и для душ моих предков и преемников», — говорил Симон. А затем он отправился в крестовый поход с Ричардом Корнуолльским в Сирию, после которого воевал за своего короля с французским королем.

Собрался он в крестовый поход и в другой раз, с Людовиком IX Святым, но английский король предложил ему взамен стать наместником герцогства Аквитания (Гасконь, тогда принадлежавшее Англии), где Лестер проводил политику, вызывавшую недовольство ряда политических сил.

Вскоре Симон де Монфор уже глава оппозиции королю, вокруг которого собираются бароны и на которого молится народ. После битвы при Льюисе его партия сумела ограничить власть короля, провела реформы и списала все долги населения ростовщикам.

Это было попыткой не допустить того, что сегодня представляет собой глобальная экономика, где богатые богатеют, а бедные стремительно нищают и теряют право голоса, превращаясь зачастую в первобытно-общинных жителей Земли.

Что дало человечеству парламенткое движение и первые парламенты в Европе? Лишь только Полярную звезду — ориентир, точку отсчёта, и доказала, что парламентаризм ни в коем случае не противоречит монархии и христианству, но очень сильно противоречит тоталитаризму и напрямую противоречит росту благосостояния населения.

Удивительно, но факт: ряд народов Европы (в частности, баски, каталонцы и жители провинции Лион) утверждают, что формы парламентаризма на уровне регионов, провинций и даже муниципалитетов существовали у них испокон веков. Так, город Ангуло в три тысячи человек в Стране Басков имел свою конституцию, армию и валюту. Он заключал мир и объявлял войну в Средние века как самостоятельное государство.

С 1136 года по 1478 год на Руси существовала Новгородская республика — русская демократия, в которой черпали вдохновение декабристы века спустя.

Между тем, пусть будет Англия — неважно. Так написано во всех учебниках первых университетов мира, от Оксфорда и Кембриджа, до Джорджтаунского университета и государственного университета им. Бунина в г.ороде Елец. Если международное сообщество назначило Англию первой страной. где был парламент — пусть будет так. Главное, чтобы все страны признали, что парламент везде — это одинаковое по цели учреждение, призванное решать судьбы страны.

Какая связь между мировой экономикой и парламентаризмом? Прямая! Нет свободного волеизъявления — нет экономики, есть только выживание по типу того, что мы наблюдаем в ряде стран, в том числе самых больших территорий на Земле.

Не может население при свободном волеизъявлении желать смерти своим близким, себе, обрекать свои семьи на голодную смерть! Любой нормальный человек, имея инструмент — парламент, стремится создать такие условия, которые ведут к процветанию.

Симон де Монфор был убеждённым христианином, крестоносцем, всю жизнь прожившим под знаком Бога и шедшим по пути своего отца. Он пользовался широкой поддержкой служителей церкви, большой части крупного и мелкого дворянства, поэтому его останки, которые удалось найти после расправы, были похоронены перед алтарем церкви Ившемского аббатства, и могилу стали посещать как святую землю многие простолюдины.

Как ни боролся против этого король Генрих III, но память народная сохранила благодарность к герою.  Пришло время, и созданная им система завоевала место в европейской политической жизни. Так могло быть и в России, если бы не 18 января 1918 года….

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку