С возрастом какие-то вещи обычно забываются, но некоторые пожилые сохраняют необычайно хорошую память, помня события прошлого столь же ясно, как и молодые. Эти люди, которых также называют сверхстариками (super-agers), могут стать ключом в борьбе с возрастными проблемами памяти.
Ученые предполагают, что суперспособности пожилых в запоминании информации кроются в больших по размеру нейронах, ответственных за память.
В новой работе, опубликованной в Journal of Neuroscience, учёные проанализировали структуру мозга умерших людей, которые при жизни участвовали в исследованиях умственных способностей.
Они отобрали сверхстариков, умерших в возрасте около 91 года, и сравнили их мозг с мозгом семи пожилых людей со средним уровнем когнитивных способностей, скончавшихся около 80 лет. Также для сопоставления были взяты шесть молодых людей, которые ушли из жизни в районе 49 лет, и пяти человек, у которых была ранняя стадия болезни Альцгеймера.
«Чтобы понять, как и почему некоторые люди устойчивы к развитию болезни Альцгеймера, важно внимательно изучить посмертный мозг сверхстариков, – говорит главный автор работы Тамар Гефен из Медицинской школы Фейнберга Северо-Западного университета. – Что делает мозг людей старшего возраста уникальным? Как мы можем использовать их биологические особенности, чтобы помочь пожилым людям предотвратить болезнь Альцгеймера?»
Вероятно, «значительно более крупные» нейроны сверхстариков – это ключ к разгадке. Сканирование показало, что некоторые из клеток их мозга в энторинальной коре – области, отвечающей за память, были больше даже, чем у людей младше их на 20-30 лет.
По сравнению с когнитивно типичными пожилыми, внутри нейронов сверхстариков также было меньше белка, называемого тау. Накопление тау и других протеинов является типичным признаком болезни Альцгеймера.
«[Это исследование] стало ещё одним свидетельством того, что мозг сверхстариков отличается от обычного, – говорит Александра Турутоглу из Гарвардской медицинской школы, которая не участвовала в работе. – Размер выборки здесь относительно невелик, но это понятно. Люди старшего возраста – редкая группа, поэтому найти большое количество для посмертного изучения мозга сложно».
Исследование говорит, что нейроны без тау-клубков остаются большими и здоровыми, в то время как при наличии белкового клубка нейроны сокращаются.
Тем не менее, причина, по которой у суперстариков образуются сверх крупные нейроны свободные от тау-белков, остается загадкой.
«Нам следует изучить их генетику, образ жизни, уровень образования, – говорит Гефен. – Нам также нужно запечатлеть их историю и личные рассказы».
По словам руководителя британского центра Alzheimer’s Research Розы Санчо, изучение суперстариков в конечном итоге может помочь в разработке новых методов лечения деменции.
«Необходимо провести дополнительные исследования, чтобы понять, что делает эти клетки крупнее и лучше защищенными, – говорит она. – Например, является ли это генетической особенностью, с которой рождаются суперстарики, и если да, то с какими особенностями?»