Международная группа ученых из России, Германии и Англии установила, что птицы умеют определять отклонение (деклинацию) магнитного поля земли и так определять свое местоположение.
Каждый год осенью перелетные птицы совершают тысячекилометровые путешествия к местам своих зимовок, а весной возвращаются обратно. При этом надо учесть, что площадь мест обитания у них обычно составляет 1-3 км2, то есть погрешность работы птичьего «навигатора» крайне мала.
Ранее ученые выяснили, что для ориентации птицы используют внутренний «компас» и «карту местности». Механизм работы «компаса» хорошо изучен, в частности, для определения севера и юга птицы используют три независимые навигационные системы – звездный, солнечный и магнитный «компасы». Вопрос о том, как работает «карта», пока остается открытым.
Как объяснил профессор СПбГУ Никита Чернецов, одна из наиболее вероятных теорий «внутренней карты» предполагает наличие магнитной и запаховой карт. На большей части пути птицы используют «грубую» магнитную карту. А на финальном этапе маршрута они уже ориентируются по запахам.
Имея магнитный компас, птицы могут различать север и юг (то есть ориентируются по широте). Но для того, чтобы сориентироваться и по долготе, магнитного компаса не достаточно, нужны еще географические ориентиры – звездный, солнечный. Ученые полагали, что птицы зная географический и магнитный север, умеют измерять разницу между ними (деклинацию) и, таким образом, определять долготу. Однако доказать это до настоящего момента не удавалось.
С целью изучения этого вопроса профессор СПбГУ Никита Чернецов и его коллеги провели эксперимент с участием взрослых и молодых особей тростниковых камышевок — птиц, которые гнездятся в Прибалтике, а на зимовку улетают в Западную Африку. Для них построили специальную круговую арену, в которой в период миграции птицы продемонстрировали четкую ориентацию на юго-запад – туда, где находится место их зимовки.
Далее ученые с помощью специальных приборов поменяли магнитное поле в арене – «сместили» магнитный север на 8.5°. Учтя изменение, птицы определили свое положение и повели себя так, как если бы они были за 1.5 тысячи километров от Прибалтики – на юге Шотландии – они повернули на юго-восток, чтобы вернуться на свой обычный маршрут.
Никита Чернецов добавил, что при «смене» севера дезориентированными оказались только молодые особи, что означает, что умение измерять деклинацию не является врожденным, птицы этому учатся.
Сделанное открытие – это очень важный шаг в изучении миграций животных и возможность создать сверхточную систему глобальной навигации без использования космических спутников.