Учёные Московского университета (МГУ им. М.В. Ломоносова) и Института теоретической и экспериментальной биофизики РАН совершенствуют управление смертью клеток нашего организма — они приблизились к понимаю функционирования инициатора гибели клеток — лиганда белка (Fas-лиганд). Это со временем поможет в борьбе с раком.
Контакт Fas рецептора с Fas-лигандом на поверхности клетки запускает сложный процесс смерти клетки — апоптоз. Но он активируется только при взаимодействии с мембранным белком — кавеолином (Caveolin). Хотя учёные и раньше знали, что кавеолин способен подавлять развитие опухоли, исследование МГУ помогло понять причины этого благодаря раскрытию механизмов стимуляции клеточной гибели.
«Мы хотим стимулировать гибель опухолевых клеток, — рассказал читателям «Э-Вести» доктор биологических наук Владимир Георгиевич Гогвадзе (факультет фундаментальной медицины МГУ). — Дело в том, что запуск гибели клеток через Fas-лиганд — это один из путей, который работает не во всех случаях, но если работает, то важно понимать, что является пусковым механизмом этого процесса.
В нашей работе мы показали, что для запуска необходим ещё один белок — кавеолин, который будет способствовать гибели клеток, вызываемой Fas-лигандом. Это фундаментальная работа и сейчас ещё нельзя сказать, какое влияние она окажет на борьбу с раком, но если мы будем понимать эти тонкие механизмы регуляции, то в дальнейшем это может привести к созданию нового класса веществ для противоопухолевой терапии».
То есть, на данном этапе воздействие на раковую клетку через Fas-лиганды находится на стадии научного изучения, переход к практической стадии потребует ещё немалых усилий учёных. «Эта тема сегодня активно изучается, каждый день приносит нам всё больше новостей, много вопросов уже изучено.
Когда ученые работают с суспензией клеток (учёные работают с клетками, которые были когда-то получены от больных раком, продолжают вести эту культуру), то вызвать их гибель не представляет особой сложности. Когда же речь идёт о животных — клетки опухоли вводятся мышам, то всё идёт сложнее. А когда исследование выходит на уровень человека, то добавляется множество неизвестных препятствий», — пояснил нам учёный.