Тромбообразование у больных COVID-19 выходит на первый план в разработке лечения от нового коронавируса. Если ещё некоторое время назад учёные говорили о том, что основной проблемой терапии заболевания является отсутствие аппаратов искусственной вентиляции лёгких (ИВЛ), то после их появления в достаточном количестве стало ясно — многие из пациентов не выдерживают нагрузки и умирают, несмотря на введение им нужной дозы кислорода.
Исследователям понятно, что частым осложнением при COVID-19 (20-30% тяжелых пациентов) является образование сгустков крови — тромбов, останавливающих кровоток в организме. Но беда в том, что им не вполне понятен механизм этого образования: с одной стороны, сгущение крови типично для людей с тяжелыми заболеваниями, с другой — ни одно известное заболевание не давало тромбов такого масштаба. Стал вопрос, чем разжижать кровь при коронавирусе?
Тромбообразование при коронавирусе проходит через все сосуды и капилляры. Как сообщает научное издание Nature, группы О’Доннелла и Джеффри Лоуренс (гематолога из Weill Cornell Medicine в Нью-Йорке) исследовали образцы легких и кожи у трех человек, инфицированных COVID-19, и обнаружили, что их капилляры были забиты тромбами. Более того, группа Лоуренса засвидетельствовала, что иммунный ответ организма на COVID-19 ещё более способствует формированию сгустков крови.
Всё это даёт основание учёным рассматривать тромбообразование как ключевую особенность коронавируса нового типа. Можно сколько угодно давать кислорода в лёгкие, но если все кровотоки забиты, насыщенная кислородом кровь попросту не может пройти через них.
Под особым риском смерти от коронавируса поэтому находятся люди пожилого возраста, с избыточным весом, тяжёлыми болезнями (гипертония или диабет) и наследственной склонностью к тромбообразованию.
Новым в терапии коронавируса в последнее время стало тестирование лекарств, сдерживающих тромбообразование. Исследователи из Медицинской школы Маунт-Синай, также расположенной в Нью-Йорке, сообщили, что госпитализированные пациенты с COVID-19 на искусственной вентиляции легких, получавшие разжижители крови, имели более низкую смертность, чем те, кто не лечился ими. Но иногда применяемые разжижители крови не дают результата — дело в том, что когда сгусток растворяется, у пациента резко повышается уровень D-димера. В итоге молодые люди умирают от закупорки в головном мозге.
«Вопрос в том, насколько агрессивным должно быть разжижение крови, — говорит изданию Роберт Флауменхафт, начальник отдела гомеостаза и тромбоза Медицинского центра Бет Исраэль Диаконесс в Нью-Йорке. — Высокие дозы этих препаратов также несут в себе риск».
В Колумбийском университете в Нью-Йорке исследователи запускают клиническое исследование для сравнения стандартных и более высоких доз у людей, которые находятся в критическом состоянии с COVID-19. Аналогичные испытания планируется провести в Канаде и Швейцарии. А ученые из Медицинского центра «Бет Исраэль Диаконесс» приступили к клиническим испытаниям, чтобы оценить еще более мощное средство для разрушения тромбов, называемое «активатором тканевого плазминогена».