Исследователи выяснили, что наиболее эффективно с пандемией коронавируса в своей стране справился Гонконг. Эта страна, населённая 7.5 миллионами жителей, понесла минимальные потери за время эпидемии — они составили 4 человека. Что касается количества заражённых, то по этому показателю Гонконг находится на среднем уровне. Видимо, как полагают учёные, власти страны предприняли эффективные меры, организовав моментальное выявление заболевших и отслеживание их контактов, карантин, предписание социального дистанцирования, включающее обеспечение населения защитными масками и закрытие школ.
Но такие меры были приняты везде, хотя и не везде дали тот же эффект. Почему же всё-таки Гонконг явил всему миру эффективный пример борьбы с коронавирусом?
В настоящее время учёныеисследуют ответ на этот вопрос, и на основании анализа лучших практик борьбы с коронавирусом они в считанные дни надеются дать советы правительствам. “Речь идет не о следующей эпидемии. Речь идет о том, что нам теперь делать!»- сказала в интервью журналу Nature Розалинда Эгго, математический моделист из Лондонской школы гигиены и тропической медицины (LSHTM).
Если в начале пандемии коронавируса в основу рекомендаций учёных были положены только предположения, то сейчас в их арсенале находятся детальные модели реагирования в разных странах, составленные под руководством Всемирной Организацией Здравоохранения (ВОЗ) десятью группами учёных из Оксфордского университета, Венского научного центра (CSH Vienna) и общественных организаций здравоохранения и некоммерческих организаций типа ACAPS, анализирующих гуманитарные кризисы. Единственное, чего у них по-прежнему нет — это понимания того, насколько строго люди придерживаются этих мер.
В идеале, исследователи хотят с математической точностью предсказать, как та или иная мера со стороны правительства воздействует на распространение заболевания и скорость его передачи. Неэффективные или малоэффективные меры они будут рекомендовать отменять, эффективные будут последними, которые должны быть отменены при выходе из так называемого «режима самоизоляции». Под понятием «меры» скрываются и крупные ограничения (остановка заводов, метро) и мелкие (обозначение наклейками в магазинах рекомендованной социальной дистанции). Учитывается строгость ответственности за несоблюдение режима и скорость введения этих мер относительно начала распространения заболевания.
Попытку скорректировать результат за счёт национальных особенностей поведения делают венские учёные. Они разрабатывают переменную, которая учитывает обычай тесно общаться и жить в одном доме разным поколениям одной семьи. По предварительным данным, последнее обстоятельство ускоряет распространение коронавирусной инфекции.
В группу стран, которые медлили с ограничительными мерами при появлении пандемии, попали Швеция, Великобритания и Нидерланды. Считается, что их ответ на пандемию сначала был минимальным и ограничивался мерами рекомендательного характера. Но затем Великобритания и Нидерланды перешли к жёстким, «агрессивным» ответным мерам.
Вторая группа стран медленного реагирования, которые вскоре переключились на «агрессивный» ответ COVID-19 — это США, Италия, Франция и Испания.
Германия и Австрия возглавляют список тех, кто стал проводить «агрессивную» политику с самого начала, на ранних стадиях развития пандемии. Предварительно, учёные считают, что это позволило им иметь меньше летальных исходов от COVID-19, чем в других странах региона.
Но это Европа и США. В других регионах мира была замечена интересная закономерность — беднейшие страны быстрее других стали переходить к мерам раннего агрессивного реагирования. Им прихолось в большей степени остерегаться эпидемии, поскольку их система здравоохранения не могла бы выдержать более мощного удара. Так они смогли выиграть время и затем учиться на опыте своих больших коллег.
Сегодня учёные исходят из того, что опыт ограничительных мер — это единственное эффективное средство от COVID-19 до появления эффективного лекарства или вакцины от коронавируса. Посмотрим, что они извлекут из построения своих математических моделей. Было бы только неплохо, чтобы они приняли в расчёт и негативный эффект от ограничительных мер: обострение хронических болезней во время «режима самоизоляции», душевное состояние, повышение уровня нищеты, разлад в семьях и т.п.