Судя по результатам исследования, проведенного международной группой учёных, наука достигла поворотного момента в разрешении феномена старения, а значит и проблемы содержания пенсионеров. Их, вероятно, больше не будет.
12 января в журнале Cell профессор генетики Дэвид Синклер и его коллеги опубликовали отчет, который отвечает на вопрос о том, что движет старением, как его ускорить, и как обратить вспять.
Доминирующая в настоящее время теория старения говорит, что процесс старения связан с мутациями ДНК, которые нарушают нормальную работу клеток и ведут к её смерти. Однако есть факты, опровергающие это предположение. Очень часто клетки стариков не имеют мутаций, а те люди, у которых высокий порог мутаций, – не имеют признаков преждевременного старения.
Доктор Синклер и его команда занялась изучением другой части генома, называемого эпигеном, который диктует клетке, кем ей стать.
Эпигенетика похожа на инструкции, которым следует портниха при создании рубашек, брюк или жакетов. Исходная ткань та же, но выкройка определяет, какую форму и функцию примет конечный элемент одежды. В случае с клетками эпигенетические инструкции приводят к появлению клеток с различными физическими структурами и функциями в процессе дифференцировки.
Учёные говорят, что они могут не только ускорить старение мышей, над которыми проводились натурные опыты, но и обратить вспять последствия этого старения и вернуть животным биологические признаки молодости.
Эта обратимость убедительно подтверждает их вывод, что основными факторами старения являются не мутации в ДНК, а ошибки в эпигенетических инструкциях, которые почему-то начинают идти наперекосяк.
«Если бы причиной старения было переполнение клеток мутациями, то изменение возраста было бы невозможно, – говорит Синклер. – Демонстрация же обратимости старения показывает, что система не повреждена, что есть резервная копия и программное обеспечение просто нуждается в перезагрузке».
Проверяя свою теорию, исследователи сначала стимулировали ускоренное старение, вводя разрывы в ДНК молодых мышей (в естественных условиях эпигенетические изменения могут быть вызваны множеством факторов, включая курение, загрязнение окружающей среды). Спустя несколько недель у мышей появились признаки преклонного возраста, включая серый мех, меньшую массу тела, снижение активности и повышенную хрупкость костей.
После этого исследователи провели перезагрузку с помощью набора генов, открытых нобелевским лауреатом Шинья Яманака в 2006 году, которые могут повернуть время вспять во взрослых клетках до их эмбрионального состояния стволовых клеток, чтобы они могли начать свое развитие или процесс дифференцировки заново.
Синклер не стал полностью стирать эпигенетическую историю клеток, а просто перезагрузил ее настолько, чтобы сбросить эпигенетические инструкции. Это повернуло время вспять примерно на 57%, чего было достаточно, чтобы мыши снова стали молодыми.
«Мы не производим стволовые клетки, а поворачиваем время вспять, чтобы они могли восстановить свою идентичность, – говорит Синклер. – Я был удивлен, насколько универсально это работает. Мы пока не нашли таких клеток, которые не могли бы стареть туда и обратно».
Омолаживание клеток у мышей – это одно, но сработает ли этот у людей? Это следующий шаг Синклера и его команды. Они уже тестирует систему на нечеловеческих приматах, а также на человеческих нейронах, коже и клетках фибробластов, которые способствуют образованию соединительной ткани.
Способность старить и омолаживать ткани, органы и организм целиком поражают воображение. Синклер многократно омолаживал глазные нервы мышей, что ставит перед биоэтиками более насущный вопрос о том, что значит постоянно перематывать биологические часы назад.
Это исследование – лишь первый шаг в переосмыслении того, что значит стареть, и Синклер первым признал, что оно вызывает больше вопросов, чем ответов.
«Мы не понимаем, как на самом деле работает омоложение, но мы знаем, что это работает, – комментирует своё открытие он. – Мы можем использовать его для омоложения частей тела и создания революционных лекарств. Теперь, когда я вижу пожилого человека, я не смотрю на него как на старого, я просто смотрю на него как на человека, чья система нуждается в перезагрузке».
Представляете, какими глазами на такую возможность посмотрим мы, работодатели или правительство? А что будет с налогами? Отменят ли пенсионные взносы?