Среда, в которой растёт человек, очень важна для его будущего благополучия, в том числе в плане здоровья. Однако предрасположенность к заболеваниям зачастую носит генетический характер.
Два новых исследования внесли лепту в обе точки зрения, высветив важность как обеспечения социальных условий для детей, так и роль генетического портрета для здоровья и развития ребёнка.
Исследование, опубликованное в журнале «Клиническая психология» (Clinical Psychological Science), выявило факторы риска, связанные с плохим самочувствием и успеваемостью в возрасте 6-7 лет. Список включает в себя раннее наступление половой зрелости, плохие отношения с родителями и социальные обстоятельства.
Напротив, хорошее самочувствие и развитые когнитивные навыки ребёнка позитивно отражаются на нём, в том числе вызывая улучшение физического здоровья.
Автор исследования — Делия Фурманн, преподаватель Лондонского Королевского колледжа, подчёркивает, что познание и благополучие детей связаны, и связи идут в обоих направлениях: здоровый и благополучный ребёнок лучше учится, а ребёнок, который учится хорошо, чаще здоров и благополучен.
Другое исследование голландских учёных подтвердило роль генетики в здоровье детей.
Прежние исследования роли генетической предрасположенности при онкологических заболеваниях говорили о том, что каждый десятый ребёнок наследует рак от своих родителей. Об этом свидетельствовало установленное сочетание изменений ДНК, увеличивающих риск развития опухоли.
В каких-то формах заболевания влияние наследственности прослеживалось больше, в каких-то меньше, но подробный генетический анализ детей с раком почки втрое увеличил значение этого фактора.
Исследователи Центра детской онкологии принцессы Максимы в Утрехте (Нидерланды) составили карту наследственной информации всех детей с диагнозом опухоль Вильмса в период 2015-2020 годов. Детям, у которых стандартная диагностика не выявила наследственных факторов, они сделали более широкий генетический тест для определения полной ДНК.
«Там, где это было возможно, мы исследовали ДНК из крови, а также ДНК из здоровой ткани почки, которая была удалена во время операции, — уточнила Жанна Хол, автор исследования. — В результате мы обнаружили наследственные факторы у 42 из 126 детей, то есть у трети пациентов. Это было намного больше, чем мы ожидали».
Каждый третий случай развития серьёзного заболевания — это далеко не предел в оценке значимости наследственных факторов. Некоторые учёные свидетельствуют о подавляющей роли наследственности как в развитии заболеваний, так и в социальном развитии будущих детей, называя на долю наследственности в 80-95%.
Однако наличие соответствующего генетического профиля не означает, что другие дети той же пары подвержены повышенному риску рака. Британские учёные полагают, что если у больного ребёнка специфический ДНК (ген DIS3L2) был обнаружен только в ткани почки, но не в крови, то риска для его братьев и сестёр нет.
Таким образом, одновременно учёные подтвердили, что наличие специфической ДНК ещё не является поводом для беспокойства, оно лишь требует углублённых исследований. Предрасположенность — это лишь почва, на которой может вырасти или не вырасти будущая проблема.