В прошлом году продажи 25 крупнейших мировых производителей оружия выросли на +8.5%, сообщает Стокгольмский международный институт исследований проблем мира (SIPRI). Оборот российских оружейников в рейтинге за последний год упал на -29.8%.
В 2019 году объем продаж вооружений и военных услуг 25 крупнейшими компаниями отрасли составил 361 млрд. долларов, что на 8.5% больше, чем в 2018.
Доминирующее положение в ТОПе занимают американские компании. На протяжении последних пяти лет они усилили свои позиции, увеличив свою долю с 54.3% в 2015 году до 61.3% в прошлом. Ещё одной страной, расширившей своё представительство, стала Франция – её доля выросла с 2.7% до 4.2%.
Любопытно, что три года назад из топа ушла Япония (Mitsubishi Heavy Industries) и её место в нём в этом году заняла компания EDGE из Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ), которая была создана буквально год назад путем слияния 25 более мелких фирм.
«EDGE является хорошей иллюстрацией того, как сочетание высокого национального спроса на военную продукцию и услуги с желанием стать менее зависимым от иностранных поставщиков стимулирует рост оружейных компаний на Ближнем Востоке», – сказал Питер Веземан, старший научный сотрудник программы SIPRI.
Российские продажи который год падают. В 2019 продажи наших топовых оружейников упала на -29.8% с $19.3 млрд. до $13.9 млрд., а за последние пять лет российская доля сократилась с 5.4% до 3.9%.
Выручка двух российских холдингов, входящих в ТОП, – Алмаз-Антея и Объединённой судостроительной корпорации – в период с 2018 по 2019 год снизилась в общей сложности на $634 млн. Третья – Объединенная авиастроительная корпорация, потеряла $1.3 млрд. продаж и выбыла из списка в этом году.
Китайские оружейники занимают в списке лидеров вторую строчку, на них приходится 15.7% продаж. Их выручка растет (+2.7% г/г), но не так сильно, как у США (+12.9%), Италии (+13.1%), Франции (+11.2%) или Великобритании (+4.1%).
По мнению Веземана, «китайские и российские оружейные компании, входящие в топ, имеют лишь ограниченное международное присутствие. Санкции против российских компаний и установленные США ограничения на приобретение у китайских компаний, по-видимому, сыграли свою роль в ограничении их глобального присутствия».