В Австралии нашли затонувшее судно последнего судовладельца Уитби

В 1904 году к югу от Сиднея затонуло судно SS «Немезида» с 32 членами экипажа и ценным угольным грузом на борту. 120 лет лет причины гибели австралийцев, британцев, норвежцев, гвинейцев и канадцев, а также судьба груза оставались неизвестны. Только теперь мир может узнать историю, типичную для первых лет поствикторианской Англии.

Британский судостроитель Джон Лэрд был одной из самых талантливых, но и спорных фигур в кораблестроении. Его обвиняли в том, что он поработал на независимость США от своей страны и построил два военно-таранных судна Эль Туссун и Эль Монастир для ВМС Конфедерации.

Его изображали на карикатурах предателем, однако британцы продолжали делать Лэрду заказы на суда, отличавшиеся прекрасными характеристиками из-за его ноу-хау — использования металла в конструкции.

После скандала с поставкой броненосцев для правительства Авраама Линкольна, в 1861 году Джон Лэрд вышел на покой и умер в дорожно-транспортном происшествии в 1874 году. Он передал бизнес трём сыновьям, которые в 1903 году основали ныне здравствующую компанию Cammell Laird.

Один из шедевров британского кораблестроения был назван «Немезида» в честь древнегреческой богини возмездия. Он был построен для Ост-Индской компании в 1839 году, став первым железным судном с орудиями на борту. Зачем? Для защиты ценных грузов от пиратов, наносивших ощутимый урон колониальной империи.

«Немезида» стала образцом для подражания конкурентов не только в военном деле, но и для коммерческих судов. В 1870 году крупнейшая в Уитби верфь «Тернбулл и сын» (Turnbull and Son) перешла на строительство кораблей из железа взамен традиционных, деревянных с парусами, изготовление которых начала в 1840 году.

В 1881 году неутомимый талантливый инженер Тернбулл спустил на воду SS Whitehall — первый пароход Уитби. Число кораблей, ассортимент и их общий тоннаж неуклонно росли и приносили верфи большой доход в течение десяти лет.

В 1882 году судовладельцы построили восемь кораблей, однако в 1883 году на рынке произошла депрессия, и Тернбулл спустил на воду только четыре корабля, сократив число работников с почти 800 человек до 70.  SS Broomfield стало последним 113м судном, которое сошло на воду в 1902 году. Половина из них принадлежала Тернбуллу, осуществлявшему также судоходство.

Говорят, стремление увеличивать грузоподъёмность кораблей так, что они не могли уже пройти через узкий порт Уитби, погубила производственный бизнес. Но, так или иначе, судостроению в Уитби пришёл конец. И двумя годами позже затонет грузовое судно SS  «Немезида».

Построенному 30 декабря 1880 года кораблю с двигателем мощностью 120 л.с. предстояло зарабатывать на межколониальной торговле углём линии Мельбурн-Ньюкасл. Затем, однако, SS «Немезиду» переоборудовали для размещения пассажиров и отправили на линию Мельбурн-Сидней, а с наступлением золотой лихорадки 1890-х годов корабль бросал якорь в Западной Австралии.

В Австралии нашли затонувшее судно последнего судовладельца Уитби
SS «Немезида». Source: AAP

Едва бедное судно снова переоборудовали в угольную шахту на восточном побережье Австралии, как ему пришёл конец. То ли разоряющаяся верфь потеряла бдительность (хозяину было за 80 лет), то ли перестройка прошла с ошибками, но «Немезида» отправилась из Ньюкасла в Мельбурн 8 июля 1904 года с грузом угля, и не доехала до порта назначения.

В последующие недели на пляж Кронулла стали выбрасываться тела членов экипажа вместе с фрагментами рулевого колеса, дверей и другими обломками корабля. «SS «Немезида» была железным судном, и большая часть деревянных конструкций палубы уже выброшена на берег почти неузнаваемой массой щепок», — сообщила газета Sydney Morning Herald 15 июля 1904 года.

Несмотря на бурю в средствах массовой информации и большой общественный резонанс, корабль так и не был найден. Томас Тернбулл умер в неведении в 1926 году в возрасте 107 лет.

Печально известное его судно нашли в 26 км от берега и на глубине 160 метров под водой только в 2022 году с помощью современных технологий зондирования.

Расследование выявило причину гибели корабля: во время шторма его двигатель вышел из строя. Когда на него обрушилась большая волна, он затонул слишком быстро, чтобы можно было развернуть спасательные шлюпки. Никто не успел спастись.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку