В период с 2017 по 2022 год клопы побывали в постелях 11% домохозяйств Франции. Это следует из свежего отчета Национального агентства безопасности здравоохранения страны (Anses). Статистики бы не было, если бы во Франции не участились случаи передачи опасных заболеваний, переносчиками которых являются обитатели матрасов, и государство не инициировало бы госпрограмму избавления от постельных клопов.
Начала эпидемии власти страны дожидаться не стали и приступили к применению экстренных мер.
Все, кто знаком с французским бытом, благоустроенным как в городской, так и в сельской местности, будет удивлён, что во Франции размножаются насекомые, являющиеся характерным признаком домов нерях. Но размножение клопов вызвано развитием миграции и глобального туризма, и бедные французы страдают от насекомых, которых они сами или соседи привезли в чемоданах из тропических стран.
Ах, эта коварная статистика. Нет госпрограммы — и статистики нет. Вот в России, например, постельных клопов никто не считает, хотя на бытовом уровне мы знаем, что они есть.
В 2020 году информацию о существовании в России тропических постельных клопов подтвердил Роспотребнадзор. Местных, российских клопов в ведомстве не считают — после ликвидации санитарных служб граждане решают вопрос за счёт собственного кошелька. Завозные же случаи, по мнению ведомства, не требуют сбора статистических данных и национальных усилий, поскольку это крайне редкие вспышки в нескольких городах, которые медикам сразу удаётся погасить.
Например, в 2023 году в Краснодарском крае было зафиксировано 18 заболевших лихорадкой денге, в Новосибирской области — 5 пять случаев этого заболевания и ещё один – малярии. Традиционно эти заболевания относятся к переносимым через постельных клопов или комаров. Вывод регионального Роспотребнадзора прост: причин для тревоги нет, поскольку единичные случаи не могут спровоцировать в регионе эпидемию, а тем более во всей стране.
Последовали рекомендации для туристов о том, как правильно транспортировать, обрабатывать и хранить багаж после туристической поездки, которая, вероятно, послужила причиной болезни россиян. Однако о возврате к советской системе карантина и эпидемиологической обработке никто так и не заговорил. Вот что было хорошо в СССР — так это дезинфекция, которая позволила покончить с целым рядом опасных болезней людей.
Во Франции при обнаружении в постели клопов гражданин страны вызывает экстренные службы, которые дезинфицируют каждый появившийся очаг. В России ничего подобного пока нет. Но зато у нас нет и госпрограммы, нет и статистики, есть только мнение о том, что эпидемия клопов нашей стране не грозит, и масса коммерческих компаний, готовых за солидное вознаграждение избавить от любых насекомых любой дом.
Учитывая политическую ситуацию, привезти клопов из Франции россияне практически не могут — они слишком редко теперь бывают там. Однако места, откуда прибывают к нам мигранты, и новые туристические достопримечательности Таиланда, Вьетнама, Индонезии, Индии, Шри-Ланки, Доминиканы и подобные вызывают гораздо большие опасения и редкая статистика говорит пользу тревог.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) отмечала, что ослабление контроля за насекомыми происходит повсюду. И не только в России или во Франции из-за этого ухудшилась эпидемиологическая ситуация, которая оставалась благополучной начиная с 1950х годов вплоть до 2000х. ВОЗ рекомендовала государствам найти деньги до 2030 года и вернуться к деятельному контролю за насекомыми-переносчиками опасных заболеваний, пока это не породило эпидемий и пандемий таких опасных болезней, как лихорадка денге.