До 1990х годов в России существовала собственная индустрия по производству и обслуживанию канатных дорог. Она появилась в 1969 году в связи с развитием горнолыжного курорта на Эльбрусе и канула в небытие после Перестройки. Видимо, с Эльбруса и начнётся новый этап в жизни этого пока экзотического вида транспорта, который особенно интересен для соединения труднопроходимых горных местностей.
После начала периода деиндустриализации в стране строительство канатных дорог и их обслуживание полностью легло на плечи именитых европейских производителей: швейцарской Bartholet, австрийской Doppelmayr, французской POMA и других, которые уже локализовались в России. В частности, на Эльбрусе с 2018 года работает совместное предприятие «Национальные канатные дороги» с компанией ROMA, построившей на Эльбрусе, в «Чегете» гондольную канатную магистраль, получившую прозвище «француженка».
«Нужно создать программу по развитию и модернизации канатных дорог как в курортной среде, так и для городов, — сказал на совещании 28 октября 2022 года вице-премьер Александр Новак. — Это необходимо для того чтобы предприятия, которые производят соответствующее оборудование, получили гарантии сбыта продукции, а заказчик мог рассчитывать на качество».
Несмотря на масштабное канатное строительство по всей стране, включая Москву, Всесезонный туристско-рекреационный комплекс «Эльбрус» обещает стать драйвером развития рынка в новых геополитических условиях, потому что федеральная программа обсуждается в связи с развитием её амбициозного проекта. Реконструкция знаменитого курорта ведётся госкомпанией «Кавказ.рф», учредителем которой является Министерство экономического развития РФ.
Предпосылки в развитии канатных дорог, которыми с удовольствием пользуются лыжники и отдыхающие, возникли в связи с ростом числа туристов. Так, в летний сезон 2022 года турпоток в Кабардино-Балкарию возрос на 64%, до 488 тысяч человек. Вскоре отдых здесь станет всесезонным, благодаря проекту по искусственному снегообразованию на Эльбрусе.
В дальнейшем, возможно, власти займутся не только пассажирскими канатными перевозками, но и вернутся к идее грузовых. Сегодня такие остаются на службе группы «Магнезит» и «Башкирской содовой компании», в то время как ещё в царской России на по канатам перевозили лес — потенциал далеко не исчерпан. Предварительный интерес к канатным грузоперевозкам высказала горнодобывающая промышленность.