Многие магазины одежды и других потребительских товаров ждут своего часа, надеясь на скорое открытие. Но им и в голову не приходит, что это открытие потребует от них новых вложений, а, возможно, и переезда. В связи с коронавирусом магазины должны будут обеспечить 16 квадратных метров на одного посетителя. Если магазин всего 16 метров, то и посетитель должен быть один. По крайней мере, именно такие правила готовятся ко внедрению во Франции.
Во Франции открытие магазинов площадью до 40’000 квадратных метров запланировано на 11 мая 2020 года, об этом объявил премьер-министр страны Эдуард Филипп. Слишком большие магазины, по мнению французского правительства, являются потенциальными рассадниками коронавируса (хотя на местном уровне и они могут открыться, например, сети Галери Лафайет и Османн, как это произошло в Париже благодаря решению префекта). Но все, кто откроются, должны будут адаптироваться к новым условиям, таким как регулирование наплыва клиентов и соблюдение социальной дистанции в торговых залах и примерочных.
Практическое руководство по стандартам для модных магазинов подготовит Национальная федерация одежды (FNH). Стандарты будут разосланы всем торговым точкам и будут содержать подробные инструкции по соблюдению санитарных предписаний правительства.
Во-первых, гигиена. Каждого сотрудника и клиента потребуется обеспечить «аптечкой» от коронавируса: масками (если таковой нет) и дезинфицирующим гидрохлоридным гелем, предложив воспользоваться ими перед посещением. Примерочная после каждого клиента должна быть продезинфицирована либо «отдыхать» четыре часа.
Во-вторых, торговые залы должны будут иметь разметку, регулирующую направление движения клиентов по торговым залам и расстояние, которое они должны будут соблюдать друг от друга.
В-третьих, появятся новые требования к оборудованию торговых точек. Кассам потребуется установить оконные стёкла (магазины, работавшие во время коронавируса, уже сделали это), размер торговых залов должен предусматривать 16 квадратных метров на каждого посетителя. Впустить больше клиентов будет запрещено, пришедшим придётся ждать снаружи, в очереди.
Эти меры очевидно снизят поток покупателей во все виды торговых точек. Если взять супермаркеты России, то их средняя проходимость составляет 3’500 человек в день при площади 1-3 тысячи квадратных метров. Когда аналогичные меры будут приняты в России (а болезнь-то одна, и защита от неё универсальна), единовременно средний российский супермаркет сможет принять не более 125 человек. Придётся либо расширять площадь, либо готовиться к резкому сокращению потока клиентов. Но, может быть, лобби розничных сетей не позволит этого сделать…
Что уж говорить про «магазины за углом» (150-500 кв. м), которые обеспечивали до пандемии коронавируса 10% розничного товарооборота непродовольственных товаров в стране… Смогут ли они работать после снятия карантинных мер, если будут ограничены единовременным приёмом 20 человек?