В Турине представили «молодую» «Мону Лизу» спорного авторства

В Турине представили «раннюю» «Мону Лизу» спорного авторства

В Турине на выставке под названием «Первая Мона Лиза» представили «Мону Лизу Айлворта», которую некоторые считают более ранней версией картины Леонардо да Винчи, висящей в Лувре. Впрочем, есть сомнения и в датировке, и в авторстве.

На протяжении уже нескольких веков любителей искусства волнует вопрос, нарисовал ли портрет более молодой Моны Лизы Леонардо?

Швейцарский фонд, представляющий частных владельцев картины, известной как «Мона Лиза Айлворта», считает, что это факт.

«Мы доказали вне всяких разумных сомнений, что Леонардо написал две Моны Лизы, и наша единственный кандидат на роль второй», — заявляет сказал Джоэль Фельдман, глава Фонда Моны Лизы.

Фонд считает, что картина была написана около 1505 года и изображает женщину в аналогичной позе, предположительно по мотивам флорентийской дворянки Лизы Герардини. В этой «более ранней» работе также есть пасторальный фон, но он обрамлен двумя колоннами, которых нет в известном оригинале.

Предыдущий владелец скандальной картины Хью Блейкер приобрёл её в 1913 году, полагая, что это работа мастера эпохи Возрождения. В 1936 году американский галерист и коллекционер Генри Пулитцер купил её и стал говорить, что это подлинник Леонардо. В конечном итоге портрет был приобретён его нынешними владельцами, консорциумом инвесторов, которые периодически выставляют картину на обозрение публики.

Фельдман говорит, что новая выставка призвана показать не только саму картину, но и результаты тех многочисленных исследований, которые подтверждают авторство Леонардо да Винчи.

В частности, фонд сотрудничал с такими учёными, как Джон Асмус из Калифорнийского университета в Сан-Диего, который провёл тесты, убедительно свидетельствующие о том, что лица обеих женщин нарисовал один и тот же художник.

Мона Лиза из Айлворта и оригинальный шедевр Леонардо да Винчи.
Мона Лиза из Айлворта и оригинальный шедевр Леонардо да Винчи.

Однако известный эксперт по Леонардо Мартин Кемп, почетный профессор истории искусств Оксфордского университета, эти доводы не признает. Фонд вновь пытается продвинуть свой портрет, что по словам Кемпа, обычная практика для трастов, пытающихся повысить ценность картины в их владении. Фонд же заявляет, что ничем подобным он не занимается.

Кемп настаивает на том, что «нет никаких указаний» на то, что работа датирована временем, предшествующим «Моне Лизе», которая написана между 1503 и 1517 годами. Кроме того, портрет написан на холсте, а Леонардо рисовал только на деревянных дощечках, что является главным аргументом того, что это копия.

Изучив «более раннюю» работу, Кемп пришёл к выводу, что она списана с уже готовой картины. Например, Леонардо использовал слои связующего с небольшим количеством пигмента, чтобы медленно воплотить едва уловимый эффект «сфумато», избегая резких границ в свой живописи.

«Более ранняя» версия швейцарского фонда «пытается добиться такой же мягкости… но в ней нет такого света, проходящего через все эти слои глазури», — сказал Кемп, добавив, что изобразительную технику Леонардо трудно имитировать.

На вопрос, есть ли у него какие-либо идеи, кто был автором этого полотна, он ответил, что у него нет никаких предположений на сей счёт, отметив, что авторов копий всегда почти невозможно идентифицировать.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку