Как пишет французский журнал Le Monde, итальянским виноделам предложили альтернативное банковским кредитам решение. Был создан специальный фонд и через него были выпущены облигации. Если производитель вина пользуется кредитом, то в течение шести лет он уплачивает по нему только процент. Затем, когда его вино уже выходит в продажу, в течение ещё шести лет он выплачивает полную сумму кредита. Новую модель итальянцы опробуют на одном из самых популярных белых вин — вердиккио.
Вино, производимое на Адриатическом побережье в регионе Марке (это прежде всего Вердиккио деи Кастелли Ди Джези и Вердиккио Ди Мателика), является наиболее признанным в Италии — по крайней мере, такой вывод можно сделать из количества полученных им наград. Разные марки вердиккио, например, были отмечены в нескольких номинациях известного мирового рейтинга Top 100 Wines of 2019. Это, однако, не сказывается на финансовом благополучии производителей вина — они в последние годы всё больше впали в кабалу банковского кредитования.
Один из наиболее типичных примеров — небольшой кооператив Дом Moncaro, расположенный на холме и имеющий 1’200 гектаров виноградников, который производит вердиккио с 1964 года. Монкаро стал первой винодельческой компанией региона, которая выделила в производстве ещё в 1980х годах органическую линию. Большая часть её продукции (это не только белое, но и красное вино) уходит на экспорт, главным образом в Швецию, Германию, Нидерланды, Великобританию, Китай и Японию. На первый взгляд, качество продукции и диверсификация рынков должны были обеспечить процветание и стабильность — но не всё так просто.
В последние 15 лет компания столкнулась с серьёзными финансовыми сложностями. «В 2005-2006 годах мы активно брали кредиты в местных банках — Banca Marque, Popolare di Ancona, Monte dei Paschi di Siena (MPS), Banca Antonveneta, Banca Toscana, BNL и кооперативном кредитном учреждении, — сказал Le Monde президент кооператива Дориано Марчетти. — Это позволило компании расшириться, обновить оборудование». В результате за три года банковский долг вырос на 7 млн. евро и к 2008 году достиг 24 млн. евро — это как раз совпадает с величиной основного дохода компании за год. Банки обанкротились или были поглощены, и над Монкаро нависла серьёзная угроза получить единовременно требования от кредиторов.
Судьба небольшого производителя вердиккио оказалась типичной, и финансисты стали искать выход из ситуации. Дочернее предприятие Crédit agricole — Amundi — организовало для виноделов выпуск облигаций как первый этап образования 100-миллионного фонда «Итальянские вина», который будет выдавать небанковские кредиты, гарантированные запасами вин. Монкаро стало тестовой компанией и получила первые 5 миллионов евро в виде выпуска облигаций. Пока трудно сказать, насколько это поможет компании — возможно, речь идёт только о временном уходе от проблем, ведь новый вид финансирования значительно выше по стоимости, чем обычный банковский кредит.