Восемь с половиной + Феллини в Театре Вахтангова

Восемь с половиной + Феллини в Театре Вахтангова

Феллини – громкое имя в киномире. Мало среди нас тех, кто не слышал фамилию этого режиссёра. Но когда заходит речь о его киношедеврах, то круг осведомленных сужается, а число тех, кто по-настоящему прочувствовал Феллини, ещё уже, потому что его картины требуют житейского опыта и нужного настроения.

Я помню, что когда смотрел «8 с половиной» и другие его фильмы в студенческие годы, они мне были непонятны. Но намного позднее, пересмотрев «Ночи Кабирии», я был глубоко тронут игрой Джульетты Мазины. В этой работе я почувствовал дыхание Бога — такое мог сделать только настоящий гений!

Приглашение на премьеру спектакля «Феллини. 8 1/2» в Театре им. Вахтангова для меня было новой возможностью встретиться с мастером (спасибо за это любимому театру), и, по обыкновению, сначала я пересмотрел оригинал. То, что раньше казалось мне калейдоскопом экстравагантных «цирковых» номеров, на этот раз наконец-то обрело смысл.

Сказать, что фильм смотрится легко, это покривить душой. Он и сейчас потребовал от меня большой вовлечённости. Первые несколько сцен меня одолевали сомнения и тягостные воспоминания первого неудачного знакомства, но затем я уловил идею монтажа Федерико Феллини – чередующиеся картины детских впечатлений, снов, реальности внешнего и внутреннего мира творца – режиссёра Гвидо Ансельми.

Видно, что драматург — словно канатоходец над пропастью, гениально соблюдает баланс, выстраивает равновесие, потеряй которое — фильм развалится на бессвязные куски. Таким опасным манёвром он уверенно  идёт и не отпускает зрителя, ведя его к финалу.

Взяться за перенесение такого замысла на театральную сцену – задача для по-настоящему бесстрашных, какими себя показали Станислав Барышников, написавший театральную версию киносценария; и Лейла Абу-аль-Кишек, героически поставила новый шедевр вахтанговцев. При этом спектакль не является буквальным переложением кинофильма.

«Феллини рисует творческого человека в реальном мире, в его фантазиях, снах и воспоминаниях. Всё это крайне привлекательно для сцены», — уверена Лейла. Режиссёр говорит, что киноязык Феллини очень театрален и она давно искала возможность соприкоснуться с творчеством великого итальянца. .

Владимир Вдовиченков, исполнитель главной роли – Гвидо Ансельми, на встрече с журналистами поделился, что он несколько раз брался за просмотр кинофильма, и его точили сомнения, как это можно играть… но Лейла увлекла своими идеями и он целиком погрузился в работу.

Я впервые видел Владимира не в кино, а на театральной сцене (уже слышу возмущенный хор голосов про мое нахождение в «калашном ряду», но это так). Да, он не Марчелло Мастроянни и даже не пытался что-то заимствовать у него. В его образе Ансельми нет лёгкой итальянской куртуазности, но есть славянская харизма, жизненный багаж, усталость от творческих мук и при этом ни следа надлома.

Гвидо у Вдовиченкова — очевидно русский режиссёр, и это волшебно хорошо. Он близок зрителю, потому что его смятение и трудности понятны нам, а его огромное сердце, в котором любви хватает на всех, подкупает.

В этой пьесе очень много любви. Лично для меня в этом спектакле центральным моментом является сцена исповеди Гвидо перед много раз обманутой женой Луизой, которую играет Анна Дубровская.

Луиза, я чувствую себя освободившимся. Всё мне кажется добрым, все имеет значение, всё настоящее.

Как бы мне хотелось уметь объяснить, но не знаю, как сказать.

Вот всё становится, как раньше. Опять смятение, но это смятение — я сам. Я совсем не такой, каким мне бы хотелось быть… Говорить правду: я не знаю, что я ищу, но ещё не нашёл. Только так я чувствую себя живым и могу смотреть в твои преданные глаза без стыда.

Жизнь – это праздник. Давай проживём её вместе. Другого я не могу сказать, Луиза. Ни тебе, ни другим. Принимай меня таким, какой я есть, если можешь. Это единственный способ, чтобы попытаться обрести друг друга.

«Не знаю, правильно ли то, что ты сказал. Но я могу попробовать, если ты мне поможешь», – отвечает ему Луиза.

~~~

Невероятная история, исполненная блистательным актёрским ансамблем: Домская, Соболевская, Лопухов, Шлыков, Форостенко, Масич, Йозефий, Демченко, Смирнова, Мельникова, Новикова, Петерсон…

История подаётся в непривычных для зрителя образах, открывающих знакомых актёров с новой стороны. Обязательно сходите посмотрите на них.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку