Результаты исследования 175 пар млекопитающих, проведённого биологами Санкт-Петербургского Университета (СпбГУ) при поддержке Российского Научного Фонда, подтвердили, что все млекопитающие (кенгуру, касатки, киты, моржи, лошади, олени, сайгаки, овцебыки, белуги), как и человек, имеют потребность держать мать и/или дитя в левом поле зрения. Дело в том, что правое полушарие, получающее информацию через левый глаз, скорее распознаёт важные объекты и оперативнее реагирует на них.
То же происходит в человеческом пространстве, когда мать держит дитя левой рукой («левосторонний тренд»). По словам руководителя группы учёных-биологов доцента СПбГУ Е.Б. Малашичева, хотя этот факт был известен учёным ранее, но «эволюционного объяснения этому явлению до сих пор никто не давал. Мы установили, что такие поведенческие особенности человека, связанные с разницей между полушариями, способом и скоростью обработки информации, имеют древние эволюционные корни». Исследовательская группа под руководством Егора Борисовича занимается изучением различных аспектов проявления асимметрии мозга (то есть, функционального неравенства левого и правого полушария мозга) и латерализованного поведения (то есть, односторонних предпочтений в поведении, обычно связанных с асимметрией мозга). В первую очередь речь идёт об эволюции этих явлений, а также их роли в жизни животного в природе.
Мы спросили Карину Андреевну Каренину, м.н.с. кафедры зоологии позвоночных СПбГУ и члена группы исследователей о материнской любви, замеченной учёными в группе: «Как долго детёныш остаётся с матерью сильно варьируется в зависимости от вида млекопитающего. Из исследованных нами видов, наиболее долгая и прочная связь у касаток. Детёныши у этого вида остаются в материнской группе даже во взрослом состоянии, мать с детёнышем могут всю жизнь перемещаться и охотиться совместно. У других наших видов наиболее длительная связь формируется у матерей с дочерьми. Например, у кенгуру дочери остаются на территории, на которой живёт мать, или занимают соседнюю территорию. Мать и дочь могут регулярно вместе пастись или встречаться эпизодически в течение всей жизни. Тогда как сыновья обычно покидают мать по достижении половой зрелости и маловероятно пересекутся с ней в будущем».
Исследование имеет важные перспективы как для изучения других животных, например, позвоночных с высокоразвитым социальным поведением, так и для человека. Именно поэтому эта тема активно изучается в мире. Прежде всего, исследование может помочь для развития детей и предупреждения их нарушений.
На вопрос о том, насколько животным свойственна эволюция в процессе развития, насколько их затрагивает осовременивание, Каренина К.А. ответила следующим образом: «И инстинкты, и другие признаки, характерные для вида, подвержены изменениям в ходе эволюции. Разнообразные факторы в жизни вида влияют на то, какие признаки поддерживаются в ходе отбора, а какие исчезают. Что касается осовременивания, то тут важную роль играет поведенческая пластичность и обучение. В зависимости от условий среды и личного опыта особи будет отличаться поведение даже генетически идентичных особей. Если говорить о млекопитающих, то тут в формировании «современного», то есть соответствующего именно тем конкретным условиям в которых оказалось животное, появившись на свет, огромную роль играет связь между матерью и детёнышем. С матерью, как с опытным проводником, детёныш впервые знакомится со всеми элементами окружающей среды. Например, перемещаясь с матерью, детёныши могут запоминать маршруты миграции, учиться находить и различать пищевые объекты, осваивать навыки социальных взаимодействий. У некоторых видов даже известна передача культурных традиций от матери к детёнышу. Например, использование различных объектов в качестве инструментов для добычи пищи передаётся детёнышу, когда он наблюдает за действиями матери. Причём, мать может целенаправленно «показывать» методику детёнышу, выполняя действия медленнее и в присутствии детёныша, а не просто пользуясь такими «инструментами» в повседневной жизни».
«В заказнике «Степной» Астраханской области мы однажды, во второй половине мая, наблюдали историю потерявшегося сайгачонка, — поделилась Карина Андреевна одним из любопытных фактов наблюдений, — В этот день, до изнуряющей жары, на рассвете, на водопой пришла огромная группа более 500 особей, многие самки были уже в сопровождении своих новорожденных детёнышей. Когда сайгаки подходят к воде наступает оживление — детёныши начинают играть друг с другом, взрослые самцы стараются не растерять «своих самок», молодые самцы затевают игровые турниры. В этой суете, по-видимому, один из детёнышей и потерял свою мать. Вся группа уже покинула водопой, а одинокий детёныш остался и бегал по берегу, громко подзывая мать характерным низким «ба-а-а». Через несколько часов наступила жара, а детёныш всё бродил в поисках матери. Несколько раз он вплотную подходил к нашему укрытию, обнюхивал его и явно догадывался о том, что в нём есть кто-то живой. Мы ничем не могли помочь сайгачонку, и продолжали наблюдения.
Во второй половине дня детёныш обессиленный зашёл в воду и лёг на мелководье. Шансов выжить у него явно оставалось немного, ведь мать скорее всего откочевала со своей группой уже далеко. Но мы недооценивали жизненные силы сайгачонка и к вечеру он всё ещё был жив. Видимо, погрузив живот и ноги в воду, детёныш смог поддерживать нормальную температуру тела, несмотря на сорокоградусную жару. Ещё больше нас удивил счастливый конец истории. Вечером, уже в сумерках, к водоёму подбежала самка, призывно блея. По всей видимости, она отсоединилась от своей группы и проделала обратный путь до артезиана в поисках своего детёныша. При встрече самка внимательно обнюхала детёныша и сразу же позволила ему напиться молоком. В природе чужих детёнышей самки сайгака не кормят, поэтому у нас не оставалось сомнений, что пара воссоединилась».
Источник: Saint Petersburg University