Культурно-политический журнал «Э-Вести» всецело поддерживает внедрение цифровых решений в российскую действительность. Мы верим в то, что цифровизация может стать ресурсом экономического роста — и даже провели 10 декабря 2018 года одноименную международную конференцию «Цифровизация как ресурс экономического роста», объединив верящих в это политиков, бизнесменов и ученых.
Но внедрение цифровых решений при этом должно быть выверенным и полезным людям. Непродуманные, несвоевременные действия в этом направлении могут только повредить. Нам стало известно, что именно такая ситуация возникла на рынке лекарственных препаратов, и если не принять неотложные меры, то россияне столкнутся с повышением цен на лекарства.
Что именно происходит в фармацевтической отрасли в связи с поспешным внедрением маркировки читателям «Э-Вести» расскажет Виктор Дмитриев, член Комитета ТПП РФ по предпринимательству в здравоохранении и медицинской промышленности и генеральный директор Ассоциации российских фармацевтической производителей.
ЭВ: Виктор, скажите, пожалуйста, правильно ли я понимаю, что эксперимент по маркировке лекарственных средств показал, что её преждевременное введение приведёт к резкому росту цен на дешёвые лекарства?
Виктор Дмитриев: Стоимость лекарств с маркировкой будет выше. Значительно или нет, пока точно сказать не возможно. К примеру, стоимость оборудования на одну линию составляет порядка 300 млн рублей, единственный инвестор столь дорогостоящего проекта – карман пациента. Кроме этого, за каждый код производители будут платить 50 копеек плюс НДС, а это 3,5 млрд рублей в год. Эта сумма также уйдёт в себестоимость. Если говорить о препаратах из перечня ЖНВЛП (жизненно необходимых — прим. ред.), то на них цены регулирует государство, и повышать их производители не вправе, так затраты на производство этих препаратов будут возмещаться за счёт других. Поэтому, есть рентабельность, а есть законы экономики, и по-другому здесь быть не может.
Но не всё будет зависеть от производителей, если в портфеле компании будет много жизненно важных препаратов, то компенсировать их будут, соответственно, за счёт других лекарств. А если 80-90% производства состоит из препаратов ЖНВЛП, то, я думаю, рентабельность уйдет вниз, тогда бизнес будет задумываться о том, что же ему производить.
ЭВ: Скажите, пожалуйста, Ваше предложение об изменении подхода к маркировке (изменение числа знаков «в криптохвосте») – насколько оно замедлит внедрение?
Виктор Дмитриев: Изменение знаков в криптокоде, в первую очередь, повлияет на конечную стоимость продукта: снизит количество брака и расходы компаний. Сегодня при 88 знаках, которые прописаны в Постановлении Правительства РФ № 1556 от 14.12.2018 «Об утверждении Положения о системе мониторинга движения лекарственных препаратов для медицинского применения», процент брака в среднем по рынку составляет около 30%, а в некоторых случаях он доходит до 89% при норме 0,5-1%. Это никуда не годится.
В Центре развития перспективных технологий (ЦРПТ) отчитываются, что на производствах тестирование прошло хорошо, но это при скорости менее 80 упаковок в минуту! Но боевая скорость на фармацевтических предприятиях 250-300 упаковок в минуту. При низкой производительности — растет себестоимость.
Ассоциация Российских фармацевтических производителей надеется, что подход к «криптохвосту» будет изменен. Количество знаков значительно влияет на конечную стоимость препаратов. Ожидание замедляет внедрение маркировки. Переписка с ведомствами говорит о том, что проект постановления находится в стадии согласований, поэтому ждем официального принятия.
Как только оно вступит в законную силу, производителям необходимо будет переналаживать оборудование. Как быстро? Зависит от многих факторов: качество оборудования, скорость производства и т.д. На сегодняшний день уровень готовности компаний от 40-80%.
ЭВ: Что тормозит разработку нормативно-правовой базы маркировки?
Виктор Дмитриев: Это вопрос к законодателям. По-моему мнению, во-первых, страшно докладывать наверх, что ошибка совершена. К примеру, 88 знаков в маркировке лекарств не очень вяжутся с табаком, где лишь 4 символа. В целом, непонятно откуда взялись такие цифры? 88, 44, а почему не 20 или еще меньше? Никто внятно нам ответить на этот вопрос не может…
Во-вторых, есть понимание ответственности. За это кому-то придётся отвечать. На рынке это скажется болезненно. Самый плохой вариант внедрения маркировки в редакции сегодняшнего дня – дефектура на рынке лекарств, менее болезненно на этом фоне выглядит рост цен.
Кураторы проекта пытаются переложить груз ответственности на плечи бизнеса. Время покажет, что нас ждёт. До старта обязательной маркировки по 7 ВЗН осталось менее двух месяцев.