Исследователи рассказали, как создавались «Руанские соборы» Клода Моне

Руанские соборы Моне

«Два „портрета“ старого собора, один в сумеречный, покрытый тенями час, другой в яркий, ликующий красками полдень, являют собой вечно-радостные достижения истинного художества», — так определял отправившиеся в Россию картины Клода Моне искусствовед П. Перцов. Полотна «Руанский собор в полдень (Портал и башня д’Альбана)» и «Руанский собор вечером» позволили российским исследователям раскрыть процесс письма «Руанских соборов» Клода Моне, а затем поделиться результатами своего труда, завершенного в декабре 2023 года, с посетителями ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Выставка «»Руанские соборы». Исследование картин Клода Моне из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина» в плане занимаемого пространства небольшая. Она занимает всего один зал, где висят два полотна, приобретённые С.И. Щукиным, мультимедийный уголок, где демонстрируется ролик о проведённом исследовании и вспомогательные предметы, которые позволяют раскрыть тему. Однако за экспозицией стоит огромная работа, проведённая технологами, реставраторами и искусствоведами музея, позволяющие благодаря новым технологиям посетителям узнать секреты поисков живописца, вылившихся в серию из 35 картин.

Жемчужиной «уголка Руанского собора», с точки зрения любителей живописи Клода Моне, являются художественные принадлежности творца. Пожалуй, у всех поклонников импрессионизма сожмётся сердце от созерцания этих сокровищ из его мастерской.

Клод Моне писал Руанский собор несколько лет (1892-1894), с разных ракурсов, в разную погоду, но неизменно в глубоком волнении. В этот период он переживал период творческих взлётов и неудач, важные события семейной жизни (оформление брака с Алисой Ошеде, покупку и обустройство семейного дома), уезжал из Руана и снова приезжал сюда, где жил брат — Леон Моне. Полотна стали доказательством того, что камень можно дематериализовать, избавить от чётких контуров и через эмоциональное восприятие творца «оживить», сделав достойным героем картины.

Художник высоко оценил свою работу, продавая каждую картину за огромные деньги — 12-15 тысяч франков за полотно. Он помнил, через какую череду сомнений, через какой огромный труд он создавал красоту, которой сегодня восторгается весь мир.

Из результатов последнего российского исследования мы узнаём о том, что Клод Моне для упомянутых картин Руанского собора использовал полотно для морских пейзажей в рулоне, и лично натягивал его на основу.

«Рентгеновские снимки картин отражают длительный и напряженный процесс создания живописной фактуры, — говорит официальный релиз, — Не нанося каких-либо композиционных изменений и переделок, мастер будто лепит кистью шероховатую поверхность готического собора».

Клод Моне. Руанский собор вечером, 1892-94. Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина
Клод Моне. Руанский собор вечером, 1892-94. Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина
Выставка «Руанские соборы» в ГМИИ им. А.С. Пушкина
Выставка «Руанские соборы» в ГМИИ им. А.С. Пушкина
Открытие выставки «Руанские соборы»
Открытие выставки «Руанские соборы»
Клод Моне. Руанский собор в полдень (портал и башня де Албани) 1893-94. Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина
Клод Моне. Руанский собор в полдень (портал и башня де Албани) 1893-94. Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина
Открытие выставки «Руанские соборы» в ГМИИ им. А.С. Пушкина
Открытие выставки «Руанские соборы» в ГМИИ им. А.С. Пушкина
 На открытии выставки «Руанские соборы» главы Сбербанка Герман Греф и Пушкинского музея Елизавета Лихачева подписали соглашение о сотрудничестве в сфере цифровизации.
На открытии выставки «Руанские соборы» главы Сбербанка Герман Греф и Пушкинского музея Елизавета Лихачева подписали соглашение о сотрудничестве в сфере цифровизации.
Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку