Во времена самоизоляции, когда большое количество людей и компаний оказались обездвижены и теряют доходы, доставка и логистика сталкиваются с совершенно другими вызовами и проблемами. Те, на кого перекинулся поток потребителей, сидящих по домам, получили возможность развития и совершенствования имевшихся у них каналов доставки. Нынешнюю же ситуацию игроки рынка розничной торговли не считают чем-то особенным, скорее они сходятся в мысли о том, что эти изменения назрели и лишь неожиданно ускорились новым коронавирусом.
«Я не думаю, что сегодня сильно меняются тренды развития отрасли, скорее меняются тренды её трансформации, — рассказал глава российского Pony Express Георгий Аликошвили на конференции Коммерсанта «Экономика вируса. Доставка и Логистика». — В будущем в онлайне будет сегментация: по весу, характеру и срокам доставки. Мелочь (посылки весом до 5 кг) смело может доставляться экспресс, посылки свыше 5 кг уйдут в почтаматы, большие форматы — либо в ППЗ, либо в курьерскую доставку.
Город ограничен во внутригородских складских площадях. Не хватает элементарных внутригородских терминалов. Часть больших форматов типа гипермаркетов в ближайшей перспективе начнёт умирать. Этот тренд уже есть в Китае, где закрываются большие гипермаркеты и переооборудуются в склады. Я думаю, что это коснётся и стандартных ритейлеров, которые будут переделывать свои магазины в локальные пункты».
Такие рассуждения о нынешнем состоянии и будущем розничной торговли полностью поддерживаются его коллегами. Директор по развитию AliExpress Россия Дмитрий Селихов уверен, что «эти процессы уже были запущены. Большинство площадок ещё до этого видели увеличение рынка в плане проникновения онлайн-продаж. Мы видим, что многие из продуктовых и непродуктовых ритейл-компаний так или иначе работают с доставкой. Для многих оффлайн-ритейлеров онлайн становится дополнительным каналом не только продаж, но и связи со своим покупателем. Я вижу, что после нынешних событий вырастет спрос в онлайне, но это не означает, что оффлайн отойдёт на второй план, он просто изменится. Изменится под воздействием общерыночных факторов, изменения предпочтений покупателей и новых решений игроков рынка».
«Если говорить о крупных форматах — гипермаркетах, то их уход — это уже почти медицинский факт, эта тенденция далеко не новая, она видна уже несколько лет: в Европе, США и Китае, — соглашается Денис Шульга («Перекрёсток»). — Мы тут не будем исключением, подобные факты есть и у нас. Перераспределение спроса и модели поведения между онлайном и оффлайном будет, но какое? Это история скорее эволюционная, чем революционная. Будет происходить изменение стиля жизни, возраста населения, занятости. Исходя из этого будет меняться и модель потребления и спроса. На логистику это повлияет скорее хорошо: появится приёмка, с человечной выгрузкой, с обменом данными, планировании и прогнозировании. Стресс только привнесёт положительный профессиональный опыт».
Самыми оптимистичными игроками делаются крупные вливания в развитие сегмента. Это, конечно, прежде всего федеральные гиганты типа Почты России и Сбербанка. «Спрос на курьерку останется высоким, — говорит Сергей Малышев (Сберлогистика). — Люди привыкнут получать товары в указанный день и в указанный час и будут пользоваться доставкой. В нашем случае, мы после окончания самоизоляции ничего сворачивать не будем. Те ресурсы, которые мы получим за это время, мы будем использовать дальше для того чтобы курьерская доставка стала ещё популярнее в стране, чем сейчас».
Правы ли они — покажет время. Но пока крупные компании решают вопросы с доставкой улучшают свой сервис (как известно, оперативность их доставки заставляет желать лучшего, например, Утконос просит ждать чуть не две недели), многие из нас думают лишь о том, как скоро можно будет выйти из заточения и своими ногами сходить в магазин.