На Западе и в нашей стране существует множество исследований, которые говорят о том, что равенство мужчин и женщин на рабочем месте способствует инновациям в бизнесе. Тем не менее, в мире лидерами в основном остаются мужчины и необходимость равенства полов по сей день спорна.
Такие исследования проводились, в частности, Университетом Кастилья ла Манча (University of Castilla la Mancha или UCLM) среди 4’277 компаний Инновационно-Технологической панели (Technological Innovation Panel), 83% производителей и 17% оказывающих услуги. Вопрос c точки зрения состоявшихся бизнес-решений рассматривали International Finance Corporation и Forbes. В России также проводятся количественные и качественные исследования на заданную тему.
По мнению защитников так называемого «гендерного равенства», результативность его складывается из двух составляющих: увеличивается внутренний инновационный потенциал компаний и улучшается разработка продукции и услуг. В частности, женщины-руководители считают лучше мужчин и видят новые свойства на совершенно новых рынках, они более выносливы, гибки в принятии решений. Ярким примером применения «женских» разработок стали продукты для кредитования, сбережений и страхования. Но есть и слабые стороны – например, скорость принятия решений, выраженная эмоциональность и чувствительность к рискам.
Защитники феминизации утверждают, что те компании, которые проигнорируют необходимость привлечения женщин к инновациям, не смогут достичь уровня инновационности и их услуги вскоре станут неактуальны.
Свежее исследование Хей Груп (Hay Group), проведённое в 33 странах мира, говорит о том, что мужчины в целом зарабатывают больше женщин. Причём в Европе в среднем женщины на аналогичной позиции зарабатывают на -1.6% меньше мужчин, а их доход на -28.6% ниже, поскольку они хуже представлены на высокооплачиваемых позициях.
Учитывая советское прошлое нашего народа, можно уверовать, что у России есть особенные шансы и способности к инновациям. Женщины уже давно работают наравне с мужчинами, при том не оставляя своих «гендерных» обязанностей. По данным Grant Thornton International на 2014 год, в России 40% руководящих позиций в бизнесе занимают женщины (-3% к 2013 году). При этом они в основном работают на должностях финансовых директоров и главных бухгалтеров, директоров по персоналу и маркетингу.
Наибольший процент женщин-руководителей в России сосредоточен в образовании и здравоохранении (по 41%), гостиничном бизнесе (33%) и финансах (25%).
В связи с вопросом о том, как сама женщина ощущает себя при возлагаемой на неё в России ответственности, мы спросили И.В. Потягову, Президента Ассоциации женщин-предпринимателей России. Ирина Васильевна подтвердила, что женщины в России «занимают активную жизненную позицию, это действительно так». И рассказала, что инновации, создаваемые женщиной, «всегда находят своё применение в жизни» — такова их отличительная особенность. Что касается совмещения работы и семьи, то, по мнению Ирины Васильевны, «наша женщина успевает всё, она всё вынесла на своих плечах», хотя, конечно, совмещать это сложно. Помимо сложности совмещения, какой-либо дискриминации или поддержки женщины в целом не ощущают – у нас равенство полов, в том числе в оплате труда.
Поскольку в нашей стране не проводилось искусственного продвижения гендерного равенства (как это сейчас делается в Европе, они мечтают о наших 40% и вводят гендерные квоты), и женская занятость сложилась в условиях социалистического семейного и трудового регулирования, то есть сферы, в которых женщин на руководящих позициях найти трудно. Например, в космической или военной сферах. В процессе работы над статьёй мы нашли прекрасных представительниц, которые работают в «мужских» отраслях.
Яркий представитель возможностей женщины-новатора – Генеральный директор российской компании Лайтех (Lightech) Найра Давидсон. Новаторство привело к созданию уникального инновационного проекта. В данном случае руководитель компании занимается и наукой, и управлением, и коммерческой деятельностью. «Я ломаю себя каждый день», — говорит она, подчёркивая трудность перехода от науки к коммерции, от труда создателя к прозаическим будням. Однако, результат налицо: новаторство не имеющее аналогов, применимое на практике и полезное для страны…
Проект Lightech победил в конкурсе инновационных стартапов Startup Road Show в разделе энергоэффективных технологий и стал резидентом Сколково. Продукция на базе светящегося провода экономична (снижает потребление электроэнергии), экологична (не требует особой утилизации) и безопасна (не нагревается). Однако, по законам экономики, хороший продукт с инновационной составляющей не может стоить дешевле аналогов, и его применение, в котором более всех заинтересовано государство, требует поддержки, которая пока только обсуждается.
Жанна Креснякова, менеджер по авиационным работам компании «Авиабаза» (расходные материалы и средства обеспечения технической эксплуатации вертолетов), говорит о том, что женский фактор необходим в работе мужчин. «Мужчинам доверять работу нельзя, — говорит она с иронией, всё провалят, особенно переговоры». Коллеги с пониманием относятся к призывам больше работать и в целом слушают женские советы.
Впрочем, достижение «гендерного равенства» учитывает не исключения, а правила. Мир всегда знал особенных женщин, которые в любых странах и при любых законах доказывали свои уникальные возможности. Речь идёт о том, чтобы убрать различия в отношении к мужчинам и женщинам, обусловленные обычаями и культурами, из социальной сферы – так называемое «разрушение патриархального сознания».
Русские женщины равноправны с мужчинами уже давно, и доказали, что в условиях отсутствия дискриминации могут покорить многие «мужские» сферы. И остаться при этом женственными, и вести хозяйство, и находить силы на новаторство.
Но… хотелось бы увидеть объективные научные работы, как феминизация общества отражается на семьях как единицах общества. Как женское равноправие связано с детьми, разводами и разрушением института семьи? Нет ли здесь корреляции…