Законопроект ограничит техногигантов в продуктовом непотизме

Законопроект ограничит техногигантов в продуктовом непотизме

Десяток американских сенаторов от обеих партий представили законопроект, который запретит крупным технологическим платформам, таким как Amazon и Google, давать преференции их собственным продуктам и услугам.

Новая законодательная инициатива идёт в фарватере всё большего числа усилий, направленных на обуздание чрезмерной рыночной власти хай-тек гигантов, в том числе Facebook* и Apple.

Законопроект демократа Эми Клобучар и республиканца Чака Грассли намерен запретить платформам заставлять компании, работающие на их сайтах, покупать товары или услуги платформы, и запретить им искажать результаты поиска в пользу собственных продуктов.

Предложение сенаторов оказалось очень кстати. Накануне, в прошлую среду, агентство Рейтер опубликовало результаты расследования деятельности Амазон в Индии, анализ внутренней переписки и документов которой показал, что компания систематически и целенаправленно манипулировала результатами поиска товара в пользу своих предложений. Мало того, она использовала внутреннюю информацию о продуктах конкурентов, представленных на её площадке, копировала их и продавала под своими частными торговыми марками (private label).

Анонс законопроекта не на шутку обеспокоил гигантов.

Amazon заявил, что, если документ станет законом, «нанесет ущерб потребителям и более чем 500’000 американских малых и средних предприятий, которые предлагают в Amazon свои товары, и это поставит под угрозу более 1 млн. рабочих мест, созданных этими предприятиями».

Google заявила, что эта мера помешает компании предлагать бесплатные услуги – поиск и карты – и сделает «эти услуги менее безопасными, менее частными».

Facebook*, отрицающий своё монопольное положение, говоря, что конкурирует с целым рядом социальных сетей, включая TikTok и Twitter, сказал, что антимонопольное законодательство не должно «пытаться демонтировать продукты и услуги, от которых зависят люди».

Всего в список соавторов закона входит по пять демократов и республиканцев. Клобучар возглавляет антимонопольный подкомитет Судебного комитета Сената, Грассли является членом этого комитета.

В группу поддержки законопроекта входят такие компании как Spotify, Roku, Match Group и DuckDuckGo, сообщается в заявлении Клобучар.

Стейси Митчелл из Institute for Local Self-Reliance считает (её слова передает Reuters), что закон не разрушит компании и не заставит их отказаться от услуг, но запретит вредные для экономики практики, которые разрушают предприятия, работающие на этих платформах. Она добавила, что предпочла бы ещё более агрессивный законопроект в отношение гигантов.

В России борьба с цифровыми монополиями можно сказать ещё и не начиналась, и не потому что злоупотреблений нет. Просто власть, можно сказать, опирается на монополии, будь они традиционные или хай-тек, она лелеет и растит укрупнение во всех отраслях, будь это банковская, строительная или образовательная сфера. Но во всём мире, включая Китай, с монополиями борются не просто так, ведь они в конечном счете работают только на себя, а не на страну. Может и у нас ФАС следует дать больше полномочий в свете призыва борьбы с бедностью населения?

* 21 марта 2022 года Meta признана экстремистской организацией, ее деятельность в России запрещена. Facebook и Instagram, принадлежащие ей, также запрещены.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку