Занятия искусством улучшают психическое здоровье

Занятия искусством улучшают психическое здоровье

Во время пандемии многие чувствовали себя изолированными и одинокими. В обществе возрос уровень депрессии и тревоги. Одним из средств лечения, которые помогают выйти из этого состояния, может стать арт-терапия, говорят эксперты.

Андреа Купер, бывший графический дизайнер, а теперь пенсионерка, возглавляет художественную программу для онкологических больных в Медицинском центре Милосердия Балтимора. Она очень общительный и активный человек. Поэтому, когда начался локдаун, многие её мероприятия были отменены, что-то перешло в онлайн, но привычные личные контакты с людьми были прерваны.

По мере того как пандемия затягивалась, ее психическое здоровье стало ухудшаться. В конце концов депрессия стала настолько сильной, что ее пришлось госпитализировать. В рамках своего лечения она начала работать с арт-терапевтом.

Несмотря на то, что она сама художник, Купер сначала скептически отнеслась к совету терапевта рисовать. Но, размышляя о своем здоровье, она всё же решила, что, «если я буду продолжать в том же духе, лучше мне не станет».

Занятия искусством - это способ направить стресс и негативные эмоции в созидательные действия
Занятия искусством — это способ направить стресс и негативные эмоции в созидательные действия

В конце концов, она нарисовала пару секаторов, срезающих один из стеблей розового куста. На своем рисунке она написала: «Иногда вам приходится обрезать цветок, чтобы стимулировать рост».

Купер – одна из многих, кто испытал на себе преимущества арт-терапии, интегративного метода лечения, который использует художественное самовыражение как средство улучшения психического здоровья. И по мере того, как люди продолжают справляться с проблемами, вызванными пандемией, которая, по данным ВОЗ, вызвала 25-процентный рост депрессии и тревоги во всем мире, эта нишевая терапия может стать еще более популярной.

Занятия искусством как форма лечения психического здоровья восходит к середине 20-го века, когда, вернувшись с полей сражений Второй мировой войны, солдаты страдали от посттравматического стрессового расстройства (ПТСР).

Ветераны рисовали, лепили и занимались иными видами искусства, чтобы помочь осмыслить то, чему они были свидетелями и пережили на войне.

«Они лечились традиционными методами лечения, – говорит Гириджа Каймал, арт-терапевт из Университета Дрексела. – Но переживания и такие травмы, очень трудно выразить словами, поэтому методики, которые способны поддержать и наладить контакт с пациентом невербальными средствами, являются основой арт-терапии».

С тех пор эта практика постоянно расширяется. Сегодня только в США практикует около 5000 арт-терапевтов, и еще больше по всему миру. Они используют это лечение, чтобы помочь пациентам в самых разных ситуациях.

Дети в школах работают с арт-терапевтами, чтобы справиться с социальными и эмоциональными трудностями, поведенческими расстройствами, СДВГ, низкой самооценкой и другими проблемами.

Взрослые, которые пережили какую-то травму, тоже прибегали к ней. Терапевты несут искусство онкологическим больным, проходящим химиотерапию, подросткам, сталкивающимся с проблемами психического здоровья, ветеранам, пожилым людям, пациентам с расстройствами пищевого поведения, заключенным и многим другим группам, испытывающим проблемы с физическим и психическим здоровьем.

Лечение проходит как в группах, так и в индивидуальном порядке. Оно может принимать различные формы – от неструктурированного рисования до целенаправленных занятий, направленных на то, чтобы помочь людям разобраться в своих эмоциях. Пациенты могут поначалу неохотно участвовать – часто потому, что не считают себя художниками или не занимались этим в детстве, – поэтому терапевтам иногда приходится проявлять творческий подход.

Арт-терапия может принимать различные формы.
Арт-терапия может принимать различные формы.

«Я могу попросить сделать жест или просто издать звук, похожий на вздох, а затем с помощью цвета, формы и линий показать, как это выглядит», – рассказывает арт-терапевт Катай Малчиоди.

Конечно, люди, включая доисторических предков, занимались искусством задолго до того, как арт-терапия стала признанной областью. Археологи расходятся во мнениях относительно того, что именно представляет собой древнее искусство, но считают, что эта практика восходит по крайней мере к палеолиту, десяткам тысяч лет назад.

И хотя никто точно не знает, почему доисторические люди стремились разрисовать стены пещер, однако, учитывая количество и географический охват артефактов доисторического искусства, они, очевидно, получали удовольствие от художественного самовыражения.

«Занятие искусством для здоровья так же старо, как горы, здесь нет ничего нового, – говорит она, – В каждом сообществе есть творческие практики, которыми мы занимаемся с тех пор, как существуем».

Но почему искусство?

Когда человеку трудно выразить свои чувства словами, рисование, лепка, создание коллажей, масок из папье-маше помогают раскрыть свои эмоции и воплотить их во что-то реальное. Во время занятий они делятся с окружающими тем, что они переживают.

Искусство является безопасным и здоровым способом направить стресс и негативные эмоции в созидательные, а не деструктивные действия, говорит Каймал.

«Художественные занятия помогают конкретизировать и воплотить эти сложные внутренние переживания, – поясняет она. – Когда мы ограничиваем себя только словами, мы теряем значительную часть нашего жизненного опыта. Некоторые люди могут красиво выразить свои чувства словами, но большинство из нас не могут. Иметь дополнительные выразительные формы — это на самом деле просто позволить целостному человеку представить себя».

Ветераны рисовали, лепили и занимались иными видами искусства, чтобы помочь осмыслить то, чему они были свидетелями и пережили на войне.
Ветераны рисовали, лепили и занимались иными видами искусства, чтобы помочь осмыслить то, чему они были свидетелями и пережили на войне.

Исследования показали, что создание произведений искусства активирует пути вознаграждения в мозге, уменьшает стресс, снижает уровень тревоги и улучшает настроение. Отдельные научные работы были посвящены выгодам, которые они несут для отдельных групп людей: например, арт-занятия снижали ПТСР и депрессию у детей-беженцев и снижали тревожность, ПТСР и диссоциацию у детей, ставших жертвами сексуального насилия. Выявлено также, что арт-терапия уменьшает боль и вселяет в пациентов чувство контроля над своей жизнью.

Ещё одним полезным качеством арт-терапии является то, что она не требует интенсивного общения, от которого люди устали из-за многодневных встреч в Zoom.

Как остроумно заметил один терапевт в ходе опроса, многие клиенты «приветствуют самовыражение с помощью художественных материалов, давая своему мозгу новую задачу, а рту – передышку».

Арт-терапия не является панацеей от всех болезней, и не может всем подходить.

По словам Каймала, она хорошо работает как дополнение к традиционным методам лечения, и имеет определенные преимущества. Учёным предстоит многое сделать, чтобы полностью понять, как, почему и когда работает арт-терапия.

Музыка также может быть формой арт-терапии
Музыка также может быть формой арт-терапии

Большая часть исследований основана на анекдотическом опыте врачей и пациентов, и многие работы имели небольшие размеры выборки, отмечает Каймал. Требуется провести больше рандомизированных контрольных испытаний и более масштабных количественных исследований, чтобы убедить медицинские страховые компании признать арт-терапию как форму лечения и согласиться оплачивать ее.

«В сравнении с другими специальностями в области психического здоровья нам предстоит пройти долгий путь», – говорит она.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку