Миллиардный доход от продажи алмазов, принадлежащих российской компании «Алроса», может быть ограничен с начала 2024 года. По крайней мере, так говорит Евросоюз, который видит соответствующую возможность в регулировании продаж. При этом специалисты уверены, что будь на это решимость правительств и ювелирных домов, фактическое введение запрета займёт год.
Но сколько продлится запрет — вряд ли долго. Как сказал агентству Рейтерс дилер Тьерри Тугендхафт, основные покупатели алмазов сегодня — это китайцы и индусы (занимаются огранкой 90% сырья). Они ни в коей мере не поддерживают запрет, и потребители тем более не готовы отказываться от высококачественных изделий, половина сырья для которых приходит через РФ.
На ограничение торговли есть воля «международных клиентов», которые рекомендуют дилерам не использовать российское сырьё. Крупнейшие западные ювелиры, от Tiffany’s до Cartier, стремятся ограничить закупку алмазов российского происхождения в свете спецоперации на Украине (СВО), однако не указывают, как могут получать такие же высококачественные бриллианты иным путём.
По статистике, сегодня по-прежнему большинство алмазов на европейском стоке — рынке Антверпена (Бельгия) поступает от российских источников. Компания ПАО «Алроса» никак не ухудшила финансовый результат в 2022-2023 годах. Впрочем, и её конкурент группа De Beers увеличила добычу до 34,6 млн каратов и достигла самого высокого объема добычи с 2018 года, ожидая более высокий спрос.
Возможно, что последнее обстоятельство предвосхищает грядущий запрет. Но после закрытия от РФ рынка США (55% глобального потребительского рынка), где был введён запрет на закупку российской продукции, для компании появились беспрецедентные возможности и ей приходится работать на пределах своих сил.
Долгое время Бельгия упиралась запрету, но в октябре 2023 года премьер-министр страны Александр де Кроо заявил, что готов рассмотреть запрет на алмазы из РФ с 1 января 2024 года. «Лучший способ сделать это, — уточнил чиновник, — это внедрить систему маркировки, которая позволит исключить российские алмазы со всех рынков. Мы занимаемся разработкой её вместе с ЕС и G7, и мы очень близки к завершению этого процесса”.
В настоящее время в отрасли обсуждается, как следует проверять страну происхождения бриллиантов, где это следует делать и какие размеры камней, необработанных или полированных, попадут под регулирование. Иначе придётся кипятить океан.
Без системы отслеживания происхождения алмазов, как понимают на рынке, Россия продолжит торговать через Дубай.
«Де Бирс» подсуетилась и уже начала промотировать алмазы с «гарантированным происхождением». Её основным конкурентом вскоре будет мелкий поставщик. Но пока российские компании контролируют треть алмазного рынка.
Если бельгийцы не шутят, тогда запрет на российские алмазы будет введён в 2024 году. Но, возможно, это очередная попытка добиться всплеска цен (он как раз ожидается в самое ближайшее время в свете решения Индии приостановить закупки сырья).
Кстати, помимо «Де Бирс» есть и другой выгодоприобретатель от запрета на алмазы происхождением из РФ — это компании, которые занимаются искусственными, выращенными в лабораториях алмазами. Так, объем мирового рынка муассанита оценивается в 44$ млн в 2022 году, и ожидается, что среднегодовой темп роста составит 7.58% в ближайшие годы.
На этот рынок уже выходит масса игроков, которые порождают ситуацию, когда предложение превышает спрос. Это приводит к снижению цен на рынке в противовес ценам на природного происхождения бриллианты, которые под тем или иным предлогом растут.