Композитор негласно считается мужской профессией и большинство из нас, не задумываясь, с ходу назовут десяток и более фамилий известных мужчин-композиторов. Аналогичный вопрос о композиторах-женщинах заставляет задуматься даже истинных меломанов и историков музыки.
Борьба за равные права и эмансипацию – таковы истинные лозунги Международного женского дня. Следуя его девизам, отметим в этой публикации 8 женщин, которые отвергли гендерные стереотипы и внесли свои имена в историю музыки в качестве композиторов.
Барбара Строцци (1619 – 1677)
Венецианская певица, композитор и актриса Барбара Строцци прославилась как один из наиболее плодовитых светских композиторов эпохи Барокко. Из-под ее пера вышло в общей сложности 8 томов светских мадригалов, кантат и арий для голоса в сопровождении лютни или клавесина.
Смелость и талант Строцци вызывали некоторое осуждение в обществе того времени. Считалось, что женщина, посвятившая себя светскому искусству, является куртизанкой.

Элизабет Жаке де ла Герр (1665 – 1729)
Французская клавесинистка и композитор родилась в семье музыканта и производителя клавесинов. Девочка с детства занималась музыкой и в пятилетнем возрасте была замечена при дворе Людовика XIV. Став придворным музыкантом, она получила прекрасное образование под руководством фаворитки короля маркизы де Монтеспан. Когда двор переехал в Версаль, Элизабет вышла замуж за органиста Мишеля де ла Герра и занялась сочинительством, преподаванием и выступлениями.
Де ла Герр стала первой женщиной-композитором во Франции, которая написала оперу. «Цефаль и Проксис» была поставлена в Королевской академии музыки в 1694 году. Также в наследии композитора много камерной вокальной и инструментальной музыки.

Клара Шуман (1819 – 1896)
Клара Жозефина Вик вошла в историю романтизма как блистательная пианистка, супруга Роберта Шумана и муза Иоганнеса Брамса. Ученица своего отца – педагога и пианиста Фридриха Вика – Клара с ранних лет демонстрировала блестящий музыкальный талант. Ее имя вошло в золотой список пианистов XIX века, а многие новаторские приемы открыли новые пути развития исполнительной фортепианной школы. Концертные программы из сочинений одного автора, отказ от лишенной смысла виртуозности в пользу глубокого смысла, исполнение произведений наизусть – немногие из тенденций, намеченные Кларой Вик.
Композиторское творчество Клары всегда было в тени ее фортепианного таланта и служения своему супругу Роберту Шуману. Но созданные ей фортепианный концерт, трио, пьесы и романсы свидетельствуют о наличии композиторского дара и отражают ведущие тенденции эпохи романтизма.

Фанни Мендельсон (1805 – 1847)
Старшая сестра Феликса Мендельсона получила прекрасное музыкальное образование. Дети родились в зажиточной семье еврейского банкира Авраама Мендельсона, где высоко чтились науки и искусство. Фанни, как брат Феликс, была музыкально одаренной, прекрасно играла на фортепиано и сочиняла музыку.
Социальные условности Германии того времени не позволяли ей выступать в качестве пианистки для широкой аудитории, а многие из ее произведений были опубликованы под именем брата в его ранних опусах. Впервые Фанни решилась представить свои произведения в печати под собственным именем только в возрасте 39 лет. А в 42 года она скоропостижно ушла из жизни вследствие инсульта.

Жермен Тайфер (1892 – 1983)
Французская пианистка и композитор Жермен Тайфер была единственной женщиной в объединении французских композиторов «Шестерка» (подробнее об этой группе мы недавно писали в связи с Дариусом Мийо). Воспитанница Парижской консерватории (в частности по композиции она занималась у Габриэля Форе и Шарля Мари Видора) была вынуждена отказаться от материальной помощи отца, чтобы продолжать свое развитие в искусстве.
Два брака, дочь и внучка не мешали Тайфер активно работать в качестве композитора. Ее наследие включает множество инструментальных концертов, сценические произведения, камерные инструментальные и вокальные произведения.

София Губайдулина (р. 1931)
София Асгатовна Губайдулина родилась в Чистополе Татарской СССР в семье инженера и была внучкой муллы. Соединение западного и восточного, современного и традиционного пронизало ее творчество. Выпускница Казанской и Московской консерватории, Губайдулина получила важное напутствие от Дмитрия Шостаковича «идти своим “неправильным” путем». В 1979 году она в числе семи советских композиторов попала под критику Тихона Хренникова и была запрещена к трансляции на радио, телевидении и исполнению в концертных программах. С 1991 года живет в Германии, но регулярно посещает Россию.
В творческом багаже Софии Губайдулиной – более сотни произведений для симфонического оркестра, сочинения для хора и солистов, камерная музыка, саундтреки для кинофильмов и мультфильмов (например, «Маугли» и «Кошка, которая гуляла сама по себе»).

Александра Пахмутова (р. 1929)
Советская и российская композитор, пианистка, общественный деятель. Автор более 400 песен, многие из которых созданы в семейном творческом союзе с поэтом Николаем Добронравовым. Мелодическое дарование, умение чувствовать и передавать в звуке настроения целой эпохи сделали Александру Пахмутову настоящим символом нашего времени. Она продолжает и развивает традиции отечественной песни, перенимая эстафету у таких мастеров, как И. Дунаевский, М. Фрадкин и А. Новиков.
Помимо песен пишет симфоническую, хоровую и камерную музыку, музыку для кинофильмов и мультфильмов.
Кадры кинохроники с молодой Александрой Пахмутовой
Настасья Хрущёва (р. 1987)
Композитор, пианистка, музыковед Настасья Хрущёва – выпускница Санкт-Петербургской консерватории в классе Сергея Слонимского, сейчас – доцент консерватории, кандидат искусствоведения и член Союза композиторов России. В творческом багаже Хрущёвой много музыки к драматическим спектаклям, а сама она работает в качестве драматурга и перформера в независимом театре ТРУ.

Список женщин-композиторов от ранних веков до наших дней можно продолжать. Талант, трудолюбие и стремление к самовыражению присущи прекрасному полу не в меньшей степени, чем мужскому. А противостояние обществу, которое даже сегодня смотрит на композиторов женского пола с нескрываемым удивлением, требует определенной смелости и самоуверенности.
Олеся Фиалко, музыковед, кандидат искусствоведения