8 женщин, которые рискнули стать композиторами

8 женщин, которые рискнули стать композиторами

Композитор негласно считается мужской профессией и большинство из нас, не задумываясь, с ходу назовут десяток и более фамилий известных мужчин-композиторов. Аналогичный вопрос о композиторах-женщинах заставляет задуматься даже истинных меломанов и историков музыки.

Борьба за равные права и эмансипацию – таковы истинные лозунги Международного женского дня. Следуя его девизам, отметим в этой публикации 8 женщин, которые отвергли гендерные стереотипы и внесли свои имена в историю музыки в качестве композиторов.

Барбара Строцци (1619 – 1677)

Венецианская певица, композитор и актриса Барбара Строцци прославилась как один из наиболее плодовитых светских композиторов эпохи Барокко. Из-под ее пера вышло в общей сложности 8 томов светских мадригалов, кантат и арий для голоса в сопровождении лютни или клавесина.

Смелость и талант Строцци вызывали некоторое осуждение в обществе того времени. Считалось, что женщина, посвятившая себя светскому искусству, является куртизанкой.

Картина Бернардо Строцци «Женщина с виолой да гамба» предположительно написана художником с Барбары Строцци в 1630-40-х годах. Полотно хранится в Дрезденской картинной галерее.
Картина Бернардо Строцци «Женщина с виолой да гамба» предположительно написана художником с Барбары Строцци в 1630-40-х годах. Полотно хранится в Дрезденской картинной галерее.

Элизабет Жаке де ла Герр (1665 – 1729)

Французская клавесинистка и композитор родилась в семье музыканта и производителя клавесинов. Девочка с детства занималась музыкой и в пятилетнем возрасте была замечена при дворе Людовика XIV. Став придворным музыкантом, она получила прекрасное образование под руководством фаворитки короля маркизы де Монтеспан. Когда двор переехал в Версаль, Элизабет вышла замуж за органиста Мишеля де ла Герра и занялась сочинительством, преподаванием и выступлениями.

Де ла Герр стала первой женщиной-композитором во Франции, которая написала оперу. «Цефаль и Проксис» была поставлена в Королевской академии музыки в 1694 году. Также в наследии композитора много камерной вокальной и инструментальной музыки.

Франсуа де Трой. Портрет Элизабет Жека де ла Герр.
Франсуа де Трой. Портрет Элизабет Жека де ла Герр.

Клара Шуман (1819 – 1896)

Клара Жозефина Вик вошла в историю романтизма как блистательная пианистка, супруга Роберта Шумана и муза Иоганнеса Брамса. Ученица своего отца – педагога и пианиста Фридриха Вика – Клара с ранних лет демонстрировала блестящий музыкальный талант. Ее имя вошло в золотой список пианистов XIX века, а многие новаторские приемы открыли новые пути развития исполнительной фортепианной школы. Концертные программы из сочинений одного автора, отказ от лишенной смысла виртуозности в пользу глубокого смысла, исполнение произведений наизусть – немногие из тенденций, намеченные Кларой Вик.

Композиторское творчество Клары всегда было в тени ее фортепианного таланта и служения своему супругу Роберту Шуману. Но созданные ей фортепианный концерт, трио, пьесы и романсы свидетельствуют о наличии композиторского дара и отражают ведущие тенденции эпохи романтизма.

Клара Шуман (в девичестве Вик). Фотоснимок 1853 года.
Клара Шуман (в девичестве Вик). Фотоснимок 1853 года.

Фанни Мендельсон  (1805 – 1847)

Старшая сестра Феликса Мендельсона получила прекрасное музыкальное образование. Дети родились в зажиточной семье еврейского банкира Авраама Мендельсона, где высоко чтились науки и искусство. Фанни, как брат Феликс, была музыкально одаренной, прекрасно играла на фортепиано и сочиняла музыку.

Социальные условности Германии того времени не позволяли ей выступать в качестве пианистки для широкой аудитории, а многие из ее произведений были опубликованы под именем брата в его ранних опусах. Впервые Фанни решилась представить свои произведения в печати под собственным именем только в возрасте 39 лет. А в 42 года она скоропостижно ушла из жизни вследствие инсульта.

Портрет Фанни Хенсель (в девичестве Мендельсон) художника М.Д. Оппенгейма (1842).
Портрет Фанни Хенсель (в девичестве Мендельсон) художника М.Д. Оппенгейма (1842).

Жермен Тайфер (1892 – 1983)

Французская пианистка и композитор Жермен Тайфер была единственной женщиной в объединении французских композиторов «Шестерка» (подробнее об этой группе мы недавно писали в связи с Дариусом Мийо). Воспитанница Парижской консерватории (в частности по композиции она занималась у Габриэля Форе и Шарля Мари Видора) была вынуждена отказаться от материальной помощи отца, чтобы продолжать свое развитие в искусстве.

Два брака, дочь и внучка не мешали Тайфер активно работать в качестве композитора. Ее наследие включает множество инструментальных концертов, сценические произведения, камерные инструментальные и вокальные произведения.

Настоящую фамилию – Тайфес – Жермен сменила на созвучную Тайфер из мести к отцу, который не поддерживал ее стремление заниматься музыкальным искусством.
Настоящую фамилию – Тайфес – Жермен сменила на созвучную Тайфер из мести к отцу, который не поддерживал ее стремление заниматься музыкальным искусством.

София Губайдулина (р. 1931)

София Асгатовна Губайдулина родилась в Чистополе Татарской СССР в семье инженера и была внучкой муллы. Соединение западного и восточного, современного и традиционного пронизало ее творчество. Выпускница Казанской и Московской консерватории, Губайдулина получила важное напутствие от Дмитрия Шостаковича «идти своим “неправильным” путем». В 1979 году она в числе семи советских композиторов попала под критику Тихона Хренникова и была запрещена к трансляции на радио, телевидении и исполнению в концертных программах. С 1991 года живет в Германии, но регулярно посещает Россию.

В творческом багаже Софии Губайдулиной – более сотни произведений для симфонического оркестра, сочинения для хора и солистов, камерная музыка, саундтреки для кинофильмов и мультфильмов (например, «Маугли» и «Кошка, которая гуляла сама по себе»).

София Губайдулина в концертном зале им. С. Сайдашева в Казани на репетиции концертной программы Международного фестиваля современной музыки «CONCORDIA», который носит ее имя.
София Губайдулина в концертном зале им. С. Сайдашева в Казани на репетиции концертной программы Международного фестиваля современной музыки «CONCORDIA», который носит ее имя.

Александра Пахмутова (р. 1929)

Советская и российская композитор, пианистка, общественный деятель. Автор более 400 песен, многие из которых созданы в семейном творческом союзе с поэтом Николаем Добронравовым. Мелодическое дарование, умение чувствовать и передавать в звуке настроения целой эпохи сделали Александру Пахмутову настоящим символом нашего времени. Она продолжает и развивает традиции отечественной песни, перенимая эстафету у таких мастеров, как И. Дунаевский, М. Фрадкин и А. Новиков.

Помимо песен пишет симфоническую, хоровую и камерную музыку, музыку для кинофильмов и мультфильмов.

Кадры кинохроники с молодой Александрой Пахмутовой

Настасья Хрущёва (р. 1987)

Композитор, пианистка, музыковед Настасья Хрущёва – выпускница Санкт-Петербургской консерватории в классе Сергея Слонимского, сейчас – доцент консерватории, кандидат искусствоведения и член Союза композиторов России. В творческом багаже Хрущёвой много музыки к драматическим спектаклям, а сама она работает в качестве драматурга и перформера в независимом театре ТРУ.

Настасья Хрущёва – одна из создателей группы композиторов «Ars brevis». В ее манифесте она сформулировала в качестве одного из фундаментов музыкальной эстетики понятие «русской пустоты».
Настасья Хрущёва – одна из создателей группы композиторов «Ars brevis». В ее манифесте она сформулировала в качестве одного из фундаментов музыкальной эстетики понятие «русской пустоты».

Список женщин-композиторов от ранних веков до наших дней можно продолжать. Талант, трудолюбие и стремление к самовыражению присущи прекрасному полу не в меньшей степени, чем мужскому. А противостояние обществу, которое даже сегодня смотрит на композиторов женского пола с нескрываемым удивлением, требует определенной смелости и самоуверенности.

Олеся Фиалко, музыковед, кандидат искусствоведения

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку