Антон Левин: «ИИ не заменит самовыражение композитора»

Антон Левин: «ИИ не заменит самовыражение композитора»

Композитор Антон Левин пишет свою музыку с помощью высоких технологий. Они способствуют его самовыражению, расширяют его профессиональный кругозор и вооружают его мощным арсеналом стилей, жанров, инструментов.

В феврале 2024 года в журнале «Молодой ученый» была опубликована его статья «Искусственный интеллект в музыке. Его влияние на музыкальную индустрию в будущем». В ней композитор, пианист, член Союза композиторов России и Евразийского художественного союза обобщил свой творческий опыт использования высоких технологий и дал обширный материал для раздумий о будущем музыки.

Мы попросили музыканта поделиться с нашими читателями его взглядами на настоящее и будущее технологий в музыкальной профессии. Ниже приводится полный текст интервью.

ЭВ: Антон, Вы сочетаете в музыке элементы прошлого и будущего, синтетических и оркестровых инструментов. Это проявление свободы творчества?

Антон Левин: Соединение различных стилей, наличие обширного числа музыкальных библиотек, изменение звуков хорошо известных инструментов посредством различных плагинов – это действительно интересный опыт.  Мне очень нравится экспериментировать со звуками, сочетать синтезатор с классической скрипкой или духовым инструментом. Так я привношу в жизнь что-то новое из «хорошо известного старого». Является ли для меня это проявлением свободы творчества? Безусловно, да.

ЭВ: Что такое свобода в музыке?

Свобода в музыке, как и везде – это выбор, который всегда есть у музыканта. Элемент свободы выбора присутствует даже в работе по брифу, сценарию, где мы определяем инструменты и стиль, ведём поиск мелодии, гармонии… Чем больше выбор средств самовыражения – тем легче творческий процесс. Свобода дает огромный толчок в экспериментах, позволяет композитору «поймать» особую музыкальную идею – «Музу».

ЭВ: Каково быть композитором в век технологий?

У нас сегодня огромные возможности самовыражения, композиторам открыт доступ к безграничным звуковым ландшафтам и инструментам, которые позволяют воплотить самые смелые идеи. Но есть и обратная сторона: стремительный темп жизни и высокая конкуренция (каждый может создать шедевр у себя дома).

Сейчас одного таланта для создания музыки недостаточно, требуются гибкость, умение адаптироваться к различным форматам и готовность к взаимодействию с другими профессионалами творческой сферы.

В любой музыкальной специальности опыт владения инструментом должен дополняться техническими знаниями, например, как ведётся запись трека в студии. Если музыкант технически «подкован», он пишет свой инструмент сразу с учетом требований и ускоряет рабочий процесс.

Технический фактор ещё больше влияет на кинокомпозиторов. Нам сегодня необходимо правильно программировать инструменты, делать лейеринг, сайд-чейн для инструмента и т.п.

Композитор Антон Левин
Композитор Антон Левин

ЭВ: Если технологии становятся всё важнее, то однажды искусственный интеллект (ИИ) полностью заменит человека? 

Гипотетически, может. Комбинации ИИ из существующего материала уже сейчас могут удивлять. Пару месяцев назад, ради забавы, я использовал ИИ по «сочинению» музыки в Suno для поздравления друга с днем рождения. Примерно с 4-й генерации трек получился очень даже «трендовым», но это не был интересный и оригинальный контент, созданный человеком.

ИИ может «создавать» музыку, анализируя огромные массивы данных и обнаруживая закономерности. Качественный оригинальный материал он пока не создаёт, и я не уверен, что однажды получит такие возможности. Пока не разработаны фундаментальные принципы внедрения ИИ в музыкальный рынок, не урегулирован механизм выплаты ройялти, качество продукта всё ещё низкое.

В профессиональной деятельности у меня нет потребности использовать ИИ, прежде всего потому, что я хочу писать «живую» музыку, вкладывать в неё частичку себя. Музыка, написанная композитором, является результатом его жизненного опыта, эмоций и творческого видения. В каждой ноте, каждом аккорде слышится его душа, его уникальный стиль и почерк. 

На сегодняшний день ИИ способен «создавать произведения» – генерировать мелодии, гармонии и ритмы, которые могут быть приятными на слух. Однако, в такой музыке отсутствует душа, тот самый фактор «человеческого прикосновения», который делает музыку по-настоящему ценной, волнующей и запоминающейся.

Между тем, я вижу потенциал ИИ в образовательном процессе. Например, GPT может помочь в подготовке уроков для преподавателя, а ученик найдёт сжатую информацию по теории музыки…

ЭВ: В статье про сведение музыки в наушниках Вы пишете, что ИИ «очень хорош в функциях, связанных с обработкой звука, его вычищением, заменой голоса, шумоподавлением, изменением тембра, включением аудиоэффектов». Насколько в действительности он хорош?

Коррекцию записи он делает хорошо. В звуке ИИ может удалить голос из готового трека и сделать «минусовку»; он может улучшить старую или некачественную запись, убрать «треск»; удалить реверберацию или другой эффект.

Однако, сегодня, хороший материал ИИ сделать не может. На этапах, отвечающих за качество, читаемость того или иного инструмента в миксе, художественную составляющую, сведение и мастеринг, без хороших «ушей звукача» пока не обойтись.

ЭВ: Может ли генерация музыки с использованием ИИ помочь музыканту самовыразиться?

Полноценное использование ИИ не имеет ничего общего с самовыражением – оно лишает композитора роли творца, а его произведение – души. Частичное использование допустимо, оно может облегчить поиск идеи и общей концепции, от которой можно будет оттолкнуться и создать уникальный трек. 

ЭВ: Что происходит с авторскими правами при использовании ИИ?

Вопрос остается открытым, поскольку ИИ-технологии стремительно развиваются, и вместе с ними меняется тема авторских прав. Выявляются проблемы и появляются решения. Чем дело закончится – пока сложно сказать.

Некоторые стоки и библиотеки по обучению ИИ уже получают согласие музыкантов, однако вопрос авторских отчислений ещё не урегулирован.

Кинорежиссер Гарет Эдвардс, который в 2023 году снял фильм «Создатель», сумел получить довольно удачные варианты генерации, но в итоге всё равно обратился к композитору Хансу Зиммеру. Я думаю, что у Гарета могли возникнуть вопросы по оплате роялти в связи с использованием ИИ: кому он должен заплатить средства и в каком размере? В различных странах закреплены собственные ставки роялти.

ЭВ: Особая привилегия классического музыканта – играть на уникальных инструментах XVIII века, например. Что будет украшать визитную карточку музыканта будущего? То, что он не использует ИИ или использует его лучшие версии?

Пройдёт время, и антикварные инструменты будут еще ценнее, и классические музыканты останутся приверженцами своих убеждений. Но маловероятно, что слушатель выберет только классику и только живое исполнение…

В Японии уже проходят концерты с ИИ-музыкой и голографическими изображениями… ИИ тоже сохранит своих поклонников; на него есть спрос. Все будет зависеть от предпочтений каждого музыканта и его вкуса.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку